Мир театра загадочен и удивителен, он привлекает зрителя, завораживает его. При первой мысли о творцах этого прекрасного мира задумываешься об актерах, режиссерах… Но еще в театре служат люди, выполняющие административную работу, без труда которых невозможно представить жизнь храма искусства. Сегодня героиня рубрики «Театр в лицах» – главный администратор СахаОпераБалет Ия Васильева.

     1. Ия Анатольевна, помните свои первые эмоции, когда Вы стали работать в театре и какие задачи стояли перед Вами в должности главного администратора?
И.В.В школьные годы я была активисткой, спортсменкой, всегда участвовала в концертах художественной самодеятельности. Учительница якутского языка и литературы заметила мое увлечение сценой и даже предположила, что я могу выступать как танцовщица. Конечно, балериной я не стала, зато поступила в 1997 году в театр оперы и балета администратором. Получается, все равно ближе к сцене, чему я была очень рада. Работать было трудно, но под руководством Маргариты Владимировны Васильевой, заместителя директора по работе со зрителем, интересно. Текущий сезон у меня, своего рода, юбилейный – 25-й театральный сезон работы в театре. На должность главного администратора я была назначена в 2006 году. Главной и основной задачей для административной службы театра является привлечение зрителей. Это наша самая основная задача, и мы всегда стараемся, чтобы наши артисты выступали при полных залах.
     2. Реализация театральных билетов, дело непростое. Как вы справляетесь?
И.В.Многие годы администраторская служба работала с распространителями билетов, работавшими за проценты. Охват продаж был как с подрастающим поколением, так и с группами людей старшего возраста. Также администраторы занимались изготовлением афиш, взаимодействовали с арендаторами, вплоть до подготовки договоров и размещения по гримерным. В настоящее время мы занимаемся своим основным делом – распространением билетов и, в основном, работаем с учебными заведениями, школьниками, студентами. Есть и постоянные зрители из разных организаций, которые выкупают билеты коллективно.
     3. По-вашему, каким должен быть зритель театра оперы и балета? Как может администраторская группа «воспитывать» зрителя?
И.В.Мы приветствуем любого зрителя, он приходит к нам такой, какой он в жизни. После учебы или работы, в будние дни зритель немного уставший. И как приятно видеть их лица после спектакля или концерта – открытые, вдохновленные, улыбающиеся. Многие благодарят, в том числе и нас, администраторскую группу. Значит, театр приносит людям радость, наслаждение от услышанного и увиденного, что дает хороший стимул для дальнейшей работы.

А воспитывать зрителя мы можем только косвенно, через общепринятые правила театрального этикета: на спектакль нужно приходить заблаговременно, так как опаздывать в театр неприлично. Служащие театра имеют право не пускать в зал опоздавших до антракта. Но если позволили войти, то надо пройти как можно тише и сесть на первое свободное место. Пробираться на свои места в середине действия недопустимо, в антракте можно занять те, которые указаны в билете. Приходить в театр в опрятном виде. Главное правило в храме искусств — соблюдение полной тишины. Перед началом спектакля необходимо отключать мобильные телефоны, они мешают не только зрителям, но и артистам.
     4. Как считаете, поможет ли обладателям сегодняшней «Пушкинской карты» стать в будущем поклонниками классической оперы и балета?
И.В.«Пушкинская карта» – очень хорошая президентская программа для юношества. На сегодняшний день по «Пушкинской карте» купили билеты и посетили наш театр более 2 тысяч зрителей из числа молодежи. Уверена, что большинство молодых людей стали любителями балета и оперы, так как кроме классических спектаклей в нашем театре идут и современные постановки, которые очень полюбились нынешним зрителям.
     5. Бывают ли конфликтные ситуации в зрительном зале? Как регулируете их?
И.В. Конечно, как и везде бывают различные ситуации. Люди в театр приходят самые разные. Раньше время от времени из-за двойных мест случались конфликтные разбирательства, но как только в прошлом году установили автоматизированную информационную билетную систему «электронная касса», эта проблема самоустранилась. И еще хотела отметить, что утверждение репертуарного плана театра на полгода вперед стало очень удобным как для зрителей, так и для работников.
     6. Вы замечали, в какое время года аншлаговые месяцы, и в зрителях просыпается тяга к прекрасному?
И.В. Особенно хорошо народ посещает театр в осенние месяцы. Наверное, это из-за того, что за лето люди успевают соскучиться по прекрасному, по сцене, по артистам. Начиная с открытия театрального сезона, зрители приходят на наши спектакли активно до наступления сильных холодов и когда «потеплеет»- это февраль и март. А с мая зрительская посещаемость снижается – дачный сезон, походы на природу после долгой зимы.
     7. Вы можете назвать должность главного администратора творческой?
И.В.Администраторская группа относится к организационно – управленческому персоналу, но плотная работа с творческим составом обязывает знать содержание спектаклей, продолжительность, состав исполнителей, поэтому отчасти да, должность творческая. Да и подходы к разновозрастным зрителям и по самым разным вопросам требуют, я бы сказала, творческой инициативы.6