Сегодня в рубрике «Театр в лицах» мы беседуем с Октябриной Птицыной – главным хормейстером СахаОпераБалет, заслуженным работником культуры РФ, заслуженным деятелем искусств РС(Я) – о месте и роли центра высокого искусства для нашего региона, так как академический хор театра, конечно же, нельзя рассматривать вне этого целостного организма.

 

Октябрина Семеновна, в какой момент жизни Вы приняли решение посвятить себя музыкальному искусству? Кто Вас пригласил на работу в театр, или сами пришли, постучались?

 

О.С. Когда я училась в Уфимском институте искусств им. З. Исмагилова, то посещала репертуарные спектакли, а также репетиции хора под руководством главного хормейстера театра Э. Гайфуллиной, которая одновременно была хормейстером хора нашего факультета по хоровому дирижированию. Она была для меня настоящим образцом любви к голосу. Именно тогда внутри меня загорелось устойчивое желание стать тем, кем я стала сегодня.  После окончания вуза в 1995 г. главный хормейстер театра В. Птицин и пригласил меня работать вторым хормейстером.

 

Что самое сложное в работе хормейстера?

О.С. В первые годы я, конечно, встречалась с разными трудностями. Самое сложное для меня было стать частью большого хорового коллектива, ведь все артисты с разными характерами, сложными судьбами, особенно в 90-е годы.  Главной проблемой было собрать всех воедино, чтобы работали и дышали, как единый организм. Несмотря на то, что была молодой и неопытной, старалась понять настроение артистов хора. И сейчас знаю своих артистов, знаю их проблемы, легко нахожу с ними общий язык, стараемся решать проблемы сообща.

 

Специальность «артист хора», где ей учат?     

О.С. Такой специальности как «артист хора» нет. Будущие артисты заканчивают вокальные факультеты таких известных вузов республики, как Арктический институт культуры и искусств, Высшую школу музыки. Считаю, что мы, как самый большой театр республики, должны идти навстречу молодым кадрам и обеспечивать их работой. Обидно бывает узнавать, как тот или иной выпускник, не найдя работу по профилю, вообще уходит из этой сферы. А ведь в него были вложены немалые средства и усилия…

 

Чем руководствуетесь, когда принимаете пополнение?

О.С. Каждый год я провожу прослушивание будущих артистов хора, после чего приглашаю их работать в театр. Пополнение для хора очень важно – это молодые силы, свежие голоса. Ведь с возрастом самое печальное, что случается с голосом, это «качание», для академического вокального искусства вещь неприемлемая. И особенно в хоре, где в таком случае трудно собрать голоса в чистый гармоничный аккорд, нарушается чистота интонирования. Я за эстетику молодости в хоре, ставлю ее на первое место, но при условии хорошей вокальной основы. Ведь для зрителя очень важно видеть на сцене молодые, красивые лица, слышать чистые, ясные голоса.

Обращаю внимание и на сами голоса, так как в современном музыкальном мире – дефицит первых теноров, да и меццо-сопрано что-то стали меньше выпускать вузы. Всё больше сопрано.

 

Вы работаете в театре более 30 лет. Какие постановки за это время были для хора самыми трудными?  

О.С. Самые важные постановки для меня, как хормейстера, это, прежде всего, оперный спектакль «Борис Годунов» М. Мусоргского (1996 г.) Это моя самая первая самостоятельная работа. За нее мне было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РС(Я)». Значимым стало и исполнение «Реквиема» Дж. Верди (1995 г.)  с дирижерами А. Юдасиным, А. Людмилиным, руководителем Новосибирского театра И. Ямамото, японского дирижера с оригинальной трактовкой «Реквиема» как театрализованного представления, с включением традиционного театра «Кабуки». Незабываемым стало исполнение «Реквиема» Моцарта в 2011 г. с дирижером из Штутгарта Р. Энгеленом. Это самые вдохновенные этапы не только для хора, но и для всего коллектива театра. Сделано все это было на самом высоком уровне. И, конечно, оперный спектакль «Князь Игорь» А. Бородина с опытным дирижером Е. Хилькевичем в 2000 г., а в 2015 г. –  с режиссером А. Борисовым в его эксклюзивной постановке на сцене Пекинского театра. В последние годы было очень интересно работать с молодым талантливым дирижером К. Хватынцом, режиссером И. Маркеловым в спектакле «Кармен» Ж. Бизе.

 

Раньше зритель не обращал внимание на исполнение хора.  Когда произошел перелом в сознании зрителя, что есть такой коллектив в театре и оценили Вашу работу? После какого спектакля?

О.С. Наш хоровой коллектив «узнали» после триумфального исполнения «Бориса Годунова» на Исторической сцене Большого театра России в 2002 г. Тогда дирижировал Е. Хилькевич. После спектакля все: и земляки, и столичные музыканты, и артисты Большого, даже критики подходили и благодарили нас за выступление.  В зале был и знаменитый дирижер Юрий Темирканов. Для него выступление коллектива северного театра стало настоящим открытием, он был очень удивлен уровнем исполнения. Для меня это бесценные мгновения счастья, я ходила буквально окрылённая. Когда приехали домой, то много зрителей стремилось попасть на этот спектакль. Так они тоже открыли для себя по-новому наш хор.

 

Не обидно, что при огромном объеме работы, Вы все время остаетесь в тени? Хор вот – на сцене, а хормейстера мы не видим?

О.С.  К этому отношусь очень спокойно. Для меня самое важное – выступление коллектива. Я всегда говорю всем: «Мы сделали». Ведь благодаря артистам мы и работаем. Они несут людям красоту и вдохновение. Не удивительно, что зрители захотят вновь и вновь окунуться в эту чудесную атмосферу, хотя бы на некоторое время уйти от забот серых будней. Вот ради этого и служим театру.

 

 

Что хотели бы сказать (пожелать) зрителям театра оперы и балета?

О.С. От лица хорового коллектива театра оперы и балета хочу сказать, что мы очень любим наш театр, родной дом, святой храм искусств. Хотим, чтобы наш любимый театр творчески рос, чтобы успешно и гармонично развивался. Все сделаем для этого, и для эстетического удовольствия наших дорогих зрителей всё возможное! Приходите в театр оперы и балета за духовной окрылённостью, вдохновением, за Прекрасным!