Previous
Next
 
В Москве на Новой сцене Большого театра состоялся показ оперы «Ньургун Боотур» композитора Марка Жиркова – это постановка Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия) имени Д.К. Сивцева-Суоруна Омоллона.
«Ньургун Боотур» – эпическая опера по мотивам одноименной музыкальной драмы, в её основе лежит уникальный якутский эпос олонхо, признанный ЮНЕСКО нематериальным наследием человечества. Изначально «Ньургун Боотур Стремительный» был музыкальной драмой, написанной в 1940 году. Она претерпела множество редакций, чтобы превратиться в столь масштабное зрелище. Здесь и симфонический оркестр, и балет, и классическая опера, а также самобытное народное пение с речитативом, хоры и специально приглашенный Театр Олонхо, чьи артисты в том числе играют на национальных инструментах: варгане, кыле – якутской скрипке, музыкальном луке.
На пресс-конференции автор спектакля Андрей Борисов рассказал: «Это не только о любви, красоте души и доброте. Это и о человеческой душе. Богатыри Верхнего, Среднего и Нижнего миров разворачивают целые сражения за спасение души человека. Олонхо — это не только о народе саха, это о мировой культуре в целом».
Ньургун Боотур – имя могущественного богатыря Верхнего мира, который спасает Средний мир от злобных сил Нижнего мира. Для якутской театральный сцены эта опера – произведение знаковое. В постановке участвует более 300 человек: симфонический оркестр и ансамбль народных инструментов, два состава солистов, огромный хор, были сделаны новые современные декорации и костюмы. Режиссер-постановщик Андрей Борисов решил объединить в спектакле классических музыкантов и народных исполнителей. Это, по мысли дирижера-постановщика Константина Хватынца, позволяет зрителям прикоснуться к истокам якутской музыки.
Новая оркестровка оперы, по замыслу Константина Хватынца, помогла разнообразить арии героев, мелодии которых, согласно национальным традициям, строятся преимущественно на трех-четырех нотах. Композитор Руслан Мурсякаев ввел в оперу подлинные национальные инструменты, но при этом использовал все современные приемы оркестрового письма. В процессе работы он освоил литературную основу произведения, изучал строение якутских мелодий и особенности народных инструментов. «У меня был шанс создать партитуру заново, так как я работал с рукописным клавиром Марка Жиркова, в котором не было никаких пометок. Меня поразила глубина текста произведения, и мне показалось, что музыкальная ткань, написанная уже «поверх» народных мелодий, не совсем соответствовала тексту оперы. Я ввёл в партитуру систему лейтмотивов и лейттембров. Это на мой взгляд объединило музыкальный материал и создало определенную драматургию оперы», – отметил Мурсякаев.
Премьерные спектакли были показаны в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, а теперь в Большом театре в Москве. Далее постановка отправится в Якутию. Нынешняя премьера проходит в год 100-летия Республики Саха (Якутия).
 
Источник: http://vestimos.ru/?p=19643