Предъявите билет, на балет билета нет! Полный аншлаг

«АЛИСА В СТРАНЕ ЧУДЕС» В ЯКУТИИ

14 и 15 декабря пройдут два премьерных показа нового замечательного детского спектакля в Государственном театре оперы и балета им. Д. К. Сивцева-Суоруна Омоллоона.

Уже в эти выходные редкие счастливчики побывают на премьере сказочного балета «Алиса в стране чудес» в постановке заслуженной артистки России и Якутии Екатерины Тайшиной. Почему редкие? Потому что билетов на этот чудесный спектакль уже не достать.
Мне же посчастливилось заглянуть за кулисы, побывать на репетиции и…попасть на страницы красочной книги с яркими иллюстрациями, в которых Алиса пускается в свои удивительные и неожиданные приключения и встречается с не менее удивительными героями.
— Мне хотелось, чтобы дети пришли в театр и смотрели спектакль, как интересный диснеевский мультфильм, — поделилась Екатерина Тайшина. — Моя цель — заинтересовать детей так, чтобы они просто влюбились в балет, в этот прекрасный вид искусства и поняли, что балет — это совсем не скучно. Кто-то после просмотра захочет стать балериной, а для кого-то этот поход в театр — самый первый, и он даст такой мощный импульс, что ребенок станет настоящим поклонником театра и еще не раз захочет к нам попасть на спектакли…

Так вот оно что! Вот почему спектакль «Алиса в стране чудес» состоит из таких ярких, насыщенных событиями картинок, которые меняются одна за другой так, что только успевай за всеми уследить! И народу в этой волшебной стране, созданной 160 лет назад замечательным английским писателем и математиком Льюисом Кэрролом и поселившейся теперь на якутской сцене по либретто Владислава Левочкина — ой как много. Целая балетная труппа плюс дети — целый мир детства, мультфильм с ожившими сказочными всеми любимыми персонажами.
Мы поговорили с Екатериной Лаврентьевной накануне премьеры — всё ли, что задумывалось, удалось воплотить? И вот что она рассказала:

— После балета «Сияющий камень» с очень сложной хореографией мне хотелось сделать для артистов более легкий в техническом плане спектакль. Но при этом актерски — насыщенный, красочный. Мне нравится ставить разноплановые спектакли, в разных жанрах. Не люблю, когда всё однобоко.
В детских балетах наши артисты раскрываются с другой стороны — когда им не приходится думать только о балетной технике: ах, как бы сделать этот сложный элемент. А когда у них появляется возможность перевоплотиться в своего героя, создать этот образ и ярко его сыграть — вот тут-то и проявляется весь творческий потенциал артиста. В классических шедеврах всё-таки есть рамки, за которые нельзя выходить. А в детском балете перед ними стоит задача сыграть так, чтобы детям было смешно, интересно и понятно. Так что места для юмора и творчества всем хватит.
Вот и получается, что балет «Алиса.. » интересен не сложной хореографией, а захватывающей игрой. Мы не дадим детям устать, заснуть, переключиться на что-то, куда-то отвлечься.

— Хотите, чтобы ребенок смотрел во все глаза?
— Да!
— Но у вас так много героев и везде, буквально в каждом уголке сцены что-то да происходит. Даже я не успеваю за всем уследить. А вы-то как всё держите в поле зрения?
— Для хореографа-постановщика очень важно заниматься не только постановкой хореографии, простите за каламбур. Здесь очень много режиссерской работы. Это та же актёрская игра, грим и костюм, это география, хореографический рисунок, музыка. И это свет, декорации, видео — очень важно уследить за всем этим и понимать, как это смотрится с разных ракурсов. Тут все моменты очень важны. Подбирание видео, картинки — это отдельная история: нужно заранее снять, как Алиса падает, как летит, как она плачет, заснять Чеширского кота…  А на постановочных репетициях мы собираем все эти моменты воедино. И тогда все пазлы собираются в огромное полотно общей картины — в спектакль, когда режиссер всё это видит. И да, конечно, это полноценная режиссёрская работа.

— А почему в «Алисе…» так много артистов? Вся балетная труппа целиком плюс ещё учащиеся якутской балетной школы: восемь Ёжиков, пятнадцать Пешек, — 23 человека ребятишек!
— А почему нет? Когда много персонажей, это всегда интересно и красочно. А для детей балетной школы это большой опыт. Им самим это та-а-ак нравится! Они должны погружаться в театр — чтобы полюбить то, чем занимаются. А то учатся, учатся, и пока еще не знают закулисье, как пахнет сцена, как идёт подготовка, костюмы, грим.
— А ведь все балерины помнят свой первый детский сценический опыт!
— Конечно. Поэтому уже в этом возрасте профессия должна стать им любимой. Я специально для них создавала персонажи, в которых они впервые, может быть, выйдут на большую сцену.
Ну а причина такого большого количества персонажей в том, что либретто Владислава Валерьевича написано по мотивам не только «Алисы в стране чудес», но и «Алисы в Зазеркалье». Вот почему персонажей у нас в два раза больше, нежели это была бы просто «Алиса».
— Ах вот как!
— Да. Нужно было сделать два разных королевства и поставить шахматную партию. Спасибо моему сыну, который мне помогал — мы с ним продумывали эти моменты.
— А вы с ним в шахматы играете?
— Играю. Это полезно для интеллекта и  логики.
— Согласна! А что там по сюжету?
— По сюжету, Алиса — пешка, она должна привести белых к победе. И при этом чёрный рыцарь должен захватить её в плен. Он нападает. А Алису должен защитить белый рыцарь — в итоге он станет другом, и уже вместе они продолжат путь. Вот этот момент мы и продумывали. Для хорошей шахматной игры — это многоходовка, а нам нужно, чтобы ребёнок не устал смотреть на эту шахматную партию. То есть шагов должно быть не так много, и они, мало того, что должны быть интересными, но и уложиться в музыкальный хронометраж.

— У меня, когда я смотрела, возникало ощущение, что вот Анастасия Платонова — это прирождённая Алиса. А Павел Необутов — шикарный Белый Кролик, а Венера Федотова — по сути своей и есть та самая Червонная королева, описанная Льюисом Кэрроллом. И я еще не всех увидела! Но то, что увидела, было бесподобно. Как вы всё это считываете со своих артистов?
— Просто я их очень хорошо знаю. И прекрасно понимаю все их плюсы и минусы, и что и как может исполнить каждый артист. В этом и состоит моя работа.
  Каждому персонажу я постаралась придать интересный характер. Думаю, что актёрски все они хорошо справятся со своей задачей и подарят детям большой праздник. Это же наша долгожданная премьера!
— А почему Чеширский кот решён в компьютерном варианте?
— А вы просто его не видели! Я думаю, что дети будут от него в восторге. И взрослые тоже.

— Как вы продумывали костюмы? Я вот смотрю, как бежит Белый Кролик и как при этом развиваются полы его чудесного розового сюртука, и понимаю, что это совсем неспроста.
— Декорации, эскизы мы готовим вместе с художниками. Я объясняю, какими они должны быть, каков каждый персонаж, какой у него характер. И потом, в процессе работы, идет редактирование: если что не так — добавить, убавить. Это тоже процесс не быстрый. И с каждым разом по ходу подготовки спектакля появляются ещё какие-то идеи. Это процесс сложный, но интересный.

— Подводные камни были?
— Как всегда, очень мало времени оставалось на постановку. У нас ведь шли репертуарные спектакли, которые мы всегда готовим максимально тщательно. Нам важен каждый спектакль, и всё должно быть профессионально, на высшем уровне. Мы же не можем сказать: «Ай, ладно, как-нибудь станцуем!». От того сроки на постановку «Алисы..» всё сжимались и сжимались. С другой стороны, билеты давным-давно распроданы, и это тоже, знаете ли, сильно нас триггерит. А в сроки, кстати, мы уложились. 

— Не кажется ли вам, что музыка московского композитора Руслана Мурсякаева несколько сложновата?
— Надеюсь, что она не так будет сложна в детском восприятии: я постаралась некоторые моменты перекрыть актёрскими мазками, интересными фрагментами, чтобы это было ярко, сюжетно и смешно. Сложновато было нам: мне — ставить хореографию, артистам балета — учить, оркестру — играть, так как это не простая музыкальная партитура. Но музыка получилась всё-таки интересная. Надеюсь, что мы все справились, и детям будет всё легко воспринимать.

— Билетов на спектакль уже нет. А как быть тем, кто тоже хочет посмотреть?
— Да, уже очень много пишут, звонят, спрашивают, как попасть на «Алису». Надо набраться терпения. Пока только два показа, а после Нового года мы ещё поставим. У нас ведь спектаклей очень много — это классика, наши шедевры.
Я всегда знала, что «Алиса в стране чудес» будет очень актуальна, и очень много людей захотят её посмотреть. Нашему театру такой спектакль в репертуаре очень нужен. Так хотелось порадовать наших детишек!
— Такого эффекта вы добивались?
— Хотелось, чтобы дети попали на праздник в Страну Чудес.
— И они попадут!
— Спасибо! А я благодарю всю нашу постановочную команду, балетную труппу, которые справились с поставленной задачей. Хочу пожелать нашему спектаклю творческого долголетия, а зрителям ярких эмоций!
— Успехов вам и вашему спектаклю!