Оперное искусство, зарожденное в Италии, восхищает публику еще с шестнадцатого века. Опера сочетает в себе музыку, поэзию и актерское мастерство. Об этом и не только сегодня поговорим с героиней рубрики «Театр в лицах» солисткой СахаОпераБалет, заслуженной артисткой Республики Саха (Якутия) Феодосией Шахурдиной.

Поговорим о выборе профессии… Вы всегда мечтали стать оперной певицей или были другие варианты?

Ф.Ш. Я пою со школьной скамьи. Начинала с художественной самодеятельности Намской СОШ Верхневилюйского района. Потом была учеба в Якутском музыкальном училище в классе известной якутской певицы В. Н. Сыллыровой, затем в филиале Уральской консерватории в классе профессора В.И. Колодезниковой и ассистентуре-стажировке вуза у профессора С.В. Зализняк. Свое вокальное образование закончила в 2003 г. Уже во время работы в театре были еще разные стажировки.

Помните свои ощущения, когда Вы впервые вышли на сцену театра?

Ф.Ш. Мой дебют на сцене театра состоялся в 2000 году в оперном спектакле «Травиата» Дж. Верди, исполнив главную партию Виолетты. Я как раз проходила эту партию в Екатеринбурге, поэтому сильного волнения у меня не было. Вообще-то, перед спектаклем и во время его исполнения ты находишься в сильном стрессовом состоянии. Особенно, если это премьера или дебют, так как перед тобой встает очень много задач: вокал, текст, мизансцена… Но это нормальная реакция организма.

Кто сыграл важную роль в Вашей творческой судьбе?

Ф.Ш. Для меня таким значимым человеком стала Валентина Ивановна Колодезникова. Когда я работала в хоре театра, это она настоятельно посоветовала поступить в Уральскую консерваторию, заставила поверить в себя и изменить судьбу.
 
Что такое красивый голос? Это труд или дар свыше?

Ф.Ш. Я думаю, что без дара «от бога» красоты в голосе не будет. Но и без труда, без знания вокальной техники ничего не получится, и твой прежде красивый голос исчезнет очень быстро.

Оперное искусство – это ведь не только голос, но и актерская работа, как Вы работаете над образом?

Ф.Ш. Сначала я знакомлюсь с нотным и текстовым материалом оперной партии, с которым я должна выступить в спектакле. Параллельно я слушаю исполнение ведущих мастеров мирового оперного пения. Постепенно я начинаю вживаться в эту вокальную роль. Затем наступает этап работы с дирижером, а потом и режиссером, и другими исполнителями. В работе над образом помогают, конечно, советы и пожелания режиссера, а также – грим, костюмы, декорации.

Обсуждение концепции спектакля происходит в режиме диалога солиста с режиссером, то есть происходит сотворчество или это все-таки монолог режиссера?

Ф.Ш. В творческой работе над оперным спектаклем очень важно плотное взаимодействие солиста оперы и режиссера, а также дирижера и партнеров по сцене, поэтому уместны и диалоги, и монологи. Только совместная работа дает лучший результат. И здесь без взаимовыручки и поддержки коллег невозможно творить на сцене и создавать образ. Агрессивная конкуренция разрушает не только тех, кто конкурирует, но и сам творческий процесс.