
Сегодня – герой рубрики «Театр в лицах» заведующий гримерно-постижёрским цехом СахаОпераБалет Ваира Татаринова.
1. Ваира Спиридоновна, профессия гримёра-постижёра не самая распространённая. Как вы пришли в неё? Сколько лет Вы работаете в театре и с чего все начиналось?
В.Т.В сфере культуры работаю больше 20 лет, а в театре11-ый сезон. После рождения дочери я хотела себя чем-нибудь занять. Записалась на курсы парикмахеров, по окончанию которых мне предложили работу в театре, после чего все и началось. Здесь я занимаюсь именно тем, что мне нравится, чем хотелось бы, выкладывая всю свою душу и умение.
2. Вы прошли ряд мастер-курсов для театральных гримеров. Что было самым интересным для Вас?
В.Т. Практика. Артисты театра часто просили меня гримировать их, и это меня подтолкнуло пойти учиться в учебный центр«Ленфильма» на художника-гримёра.В нашем деле бывает, что сначала очень нравится осваивать основы профессии, но многих пугают трудности, сложность рабочего графика, и они уходят. Надо очень любить театр, это даже объяснить очень сложно. За 4 года учебы я познакомилась с людьми из разных уголков России одной профессии. Это была хорошая школа.
3. Парикмахер, гример – это понятно, а кто такой постижер? Что он делает?
В.Т.— Наша отечественная школа отличается от западной тем, что в России профессия гримера объединяет сразу несколько профессий. Художник-гример и мастер по изготовлению постижерных работ должен уметь уверенно работать с волосами, мужскими и женскими накладками, необходимыми на спектаклях, шить бороды, усы и бакенбарды, парики и шиньоны, постоянно искать новые способы изготовления видов художественно-постижерских изделий. Постижеры – это настоящие волшебники, которые с помощью своих рук и всего нескольких инструментов творят чудеса, создавая новые образы для артистов.
4. Как Ваш цех сотрудничает с постановщиками премьерных спектаклей, режиссером, художником..?
В.Т.Так как я по образованию режиссер театрализованных представлений,я нахожу общий язык со всеми, кто занимается постановкой спектакля. В работе над новымиобразами гримеры руководствуются эскизами, созданными художником. Вместе мы обсуждаем образы героев, особенности их характеров, социальное положение и т.п. Только после этого художник – гример начинает готовиться к первым наброскам. Каждая проба грима, если она в принципе устраивает артиста и мастера, показывается режиссеру. Так этап за этапом грим обогащается новыми деталями, характерными чертами, развивает и углубляет внешний образ персонажа.
5. Где сложнее создать сценический образ, «лицо» персонажа – в оперном или балетном спектакле, в сказочном или классическом?
В.Т.Оперный и сказочный гримы особые. В соответствии с замыслом художника-постановщика мастер создает оригинальный грим – возрастной, характерный, национальный, сказочный. Он выделяет в лице главное, избегая лишних мелких штрихов, но неизменно учитывая жанр спектакля. Соответствующий костюм, дополняя грим – острохарактерный, лирический или трагический, способствует наиболее полному раскрытию характера персонажа. Ежедневно руки мастера творят чудеса при изготовлении постижерных работ, он преображает лица актеров, занятых не только в премьерах, но и в спектаклях текущего репертуара, помогая исполнителям войти в роль, настроиться на нужную историческую и психологическую атмосферу. В трудоемкой и кропотливой работе художника-гримера проявляется развитое творческое воображение, образное мышление, аккуратность и терпение, тактильное восприятие – нужны чуткие и умелые руки.
6. Приближается Новый год, а с ним и череда «Щелкунчиков» на якутской сцене. С каким из персонажей этого яркого спектакля Вам сложнее всего работать?
В.Т.К числу сложновыполнимых «Щелкунчик» не относится, так как этотновогодний спектакль ежегодно идет в нашем театре, поэтомуруки сами делают работу. Прически героев полностью соответствуют тем, что носили в Петербурге в конце XIX века.
7. Какими тремя главными словами вы описали бы свою работу?
В.Т.Умение, творчество, во благо…