Сегодня героиня рубрики «Театр в лицах» артистка балетной труппы СахаОпераБалет Мария Кузьмина рассказала, из чего состоит жизнь, казалось бы, «хрупкой» балерины.


1. Мария, как Вы впервые попали в хореографический зал? Кто был педагогом? Что дала Вам школа?

М.К. Летом 2004 года к нам в деревню приехала директор хореографического училища Посельская Наталья Семеновна набирать детей в экспериментальный класс, и я прошла отбор. Первые годы учебы мне посчастливилось быть ее ученицей. Педагоги вложили в нас все свои знания и опыт, научили трудолюбию, терпению, влюбили в нас прекрасное искусство – балет. Наше родное училище нам дало всё: хорошую школу, воспитание, а самое главное – балетную семью – это педагоги-репетиторы, друзья, которые по сей день рядом.

2. Расскажите об одном своём дне, как он строится?

М.К. Это зависит от расписания репетиций. Мой будильник – моя дочь. Она решает во сколько начинается наш день. Обязательно пью кофе. С 10:00 до 11:00 балетный класс — это урок классического танца, которым артисты балета занимаются ежедневно с самых ранних лет, когда поступают в профессиональные училища. А дальше – расписание разное. Репетиции могут варьироваться – или сразу после класса, или первая репетиция может начаться вообще только вечером. Между репетициями успеваю поиграть, погулять с малышкой. После 10 часов вечера появляется время для себя.

3. Принцессы – достаточно сложные образы, в чем-то абстрактные, нереальные… как танцевать эту нереальную историю?

М.К. Каждая девочка в детстве мечтала стать принцессой. Нам повезло, что у нас есть возможность примерить на себя этот образ. Как танцевать?.. Я люблю тот момент, когда могу испытать эмоции, которые не испытываю в жизни. В этом вообще прелесть сцены. Там я могу расколдовать, держать убитого друга в своих руках, могу почувствовать, как от ненависти «сносит крышу», могу увидеть любимого… Я не хочу испытывать все эти чувства в реальной жизни, но у меня есть возможность испытать это все на сцене…
 
 
4. Как Вы развиваете в себе те же артистические способности? Что-то конкретное берете для своих образов от драматических артистов?

М.К. На репетициях ищутся образы, пробуются разные варианты и выбирается то, что подходит больше мне. Артистические способности надо искать у себя внутри. Они есть, их надо раскрыть.
Конечно, есть определенные технические приемы, нужно все время искать, чем разукрасить свой монолог, а сделать это можно только своим телом. Это единственный мой инструмент на сцене, чем я могу рассказать любую историю… Записываю себя на камеру, смотрю со стороны, что-то исправляю – ведь внутренние ощущения отличаются от визуальных, от восприятия зрителя. Учусь создавать эмоцию, чтобы она не была фальшивой.

5. Перед спектаклем как настраиваетесь, что делаете?

М.К. За полчаса до спектакля мы должны быть полностью готовы (грим, прическа, костюм), тепло одеваюсь и хорошо разогреваюсь. Обязательно прохожу по сцене, пробую некоторые элементы танца, повторяю по рисунку, настраиваюсь на спектакль. Проверяю костюм, балетные туфли, цепкость пола – это очень важно и для вращений, и для маховых движений, чтобы нога не уехала, не поскользнулась. Если скользко, есть канифоль. Сделать это очень важно, чтобы не произошло никакого конфуза на спектакле. И еще нужно уметь равномерно распределять всю нагрузку. Но это подсказывает тебе твое тело. Всегда есть волнение, до тех пор, пока не выйдешь на сцену.
 
6. Что скажете о конкуренции в балете?

М.К. Я думаю, что конкуренция должна быть. И это нормально. Задача любого артиста, как мне кажется, – не в том, чтобы кто-то станцевал хуже тебя, а в том, чтобы ты станцевал лучше. Для меня не существует жестокой конкуренции, потому что я никому не завидую. Главная проблема других – неспособность принимать чужие успехи. К счастью, семья наделила меня важным качеством – умением радоваться за других людей, даже когда они добились чего-то большего. Я его очень ценю. Зависть присуща всем. Все дело в состоянии души человека. Я, видимо, другой душевной организации.

7. 14 ноября Вы впервые на якутской сцене исполните партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере», с кем Вы ассоциируете себя?

М.К. Мне впервые предстоит выйти на сцену в «Лебедином озере». Для меня – это премьера, которую очень жду и, конечно же, волнуюсь. Эта роль – мечта всех балерин, и я не исключение. Станцевать партию Одетты – Одиллии – значит показать все чувства, которые должна выразить исполнительница главной роли и уметь искусно перевоплощаться. А ближе мне образ Одетты, с ее лирическим началом, познавшим страдание, но внутри которой бьется чистое, любящее, нежное, полное человеческих чувств, сердце.