Концертмейстер – одна из самых распространенных профессий музыканта, без которой невозможно представить себе полноценное звучание ни одного солирующего вокалиста. Сегодня герой рубрики «Театр в лицах» концертмейстер СахаОпераБалет Алишер Салединов.
 
  1. Алишер, расскажите о Вашей профессиональной жизни. Как Вы начали заниматься музыкой и как пришли в театр оперы и балета?

А.Р. Музыкой я начал заниматься с раннего детства. В 7 лет поступил в музыкальную школу. Мой первый педагог Маркова Светлана Николаевна, обучив меня музыкальным азам, взяла на себя инициативу и привела в Высшую Школу Музыки. Там прошли мои детство и юность. Получил хорошую школу у доцента фортепианного отделения Герасимовой Альбины Ильиничны. По окончании ВШМ поступил в Красноярскую Государственную Академию (тогда еще) Музыки и Театра в класс доцента Войтина Анатолия Михайловича. Окончив учебу, вернулся и решил пройти прослушивание в театр оперы и балета. И вот идет уже мой 9-й театральный сезон.
 
  1. Как получилось, что Вы стали концертмейстером?

А.Р. Все просто. Нас, пианистов, этому обучают. На протяжении учебы среди специальных предметов есть и концертмейстерский класс.
  1. Были ли у Вас какие-нибудь специфические трудности при освоении концертмейстерской специальности, и что интересного есть в Вашей работе? Концертмейстеры же обычно в тени. Его на концертах не всегда упоминают.

А.Р. В целом работа концертмейстера в театре очень объёмна. Не все выдерживают. Приходится учить весь репертуар театра, все оперные клавиры от и до. Ты заменяешь собой оркестр. Уходит не один год. Ты и коуч, и психолог, в какой-то степени, и дирижер, и, конечно же, оркестр. Готовишь продукт с первых нот до выхода на сцену. И да, все это остается в тени. Роль концертмейстера в жизни театра колоссальна.
  1. Как происходит Ваше взаимодействие с певцом? Вам передается их волнение?

А.Р. Вся черновая работа проходит с концертмейстером на уроках. Волнение, если даже передается, я стараюсь этого не показывать. Артист должен быть уверен в тебе.
 
  1. На что конкретно Вы обращаете внимание при исполнении партий? Что для Вас особенно важно?
А.Р. Во-первых, что хотел сказать композитор, на все его ремарки. Во-вторых, как интерпретирует это вокалист. В-третьих, на чистоту исполнения. Важно донести все до слушателя, тронуть его душу.
  1. Возможно ли качественное исполнение без ведущей роли концертмейстера на репетициях?
А.Р. Это иногда полезно для исполнителя. Но на репетициях без нас никак, тут оттачиваются все шероховатости, подмечаются ошибки, ведь надо быть на 100% готовым, когда выходишь на оркестровые репетиции.
  1. Чему научил Вас опыт? Чего Вам более всего не доставало в начале творческого пути, что Вы узнали позже?
А.Р. Терпению и стрессоустойчивости. Но, прежде всего, особенностям вокального искусства. Когда только пришел в театр, я был просто инструменталист. Многое было в новинку.
  1. Такие качества, как способность поддерживать и помогать важны для концертмейстера, который работает с солистами?
А.Р. Очень важны, не малая доля работы заключается в этом.
  1. На репетициях Вам приходится бесчисленное количество раз повторять одни и те же моменты, тем более, по просьбе солистов. Кому-то такая работа могла бы показаться занудной. Способность глубоко погружаться в музыку даже на репетиции – это навык? Это нарабатывается?
А.Р. Можно сказать, конечно, навык, но не будем забывать, что мы, пианисты, учились этому с раннего детства. Многочасовые занятия закаляют характер. Без этой занудности невозможно добиться хорошего качества исполнения. Конечно, бывают моменты выгорания, и концертмейстеры не исключение.
  1. На какие оперные спектакли Вы посоветовали бы сходить молодым людям от 14 до 25 лет?
А.Р.Я бы посоветовал вообще ходить в театр. Это крайне полезно.
  1. Какие сюрпризы Вы приготовили для зрителей в этом сезоне?
А.Р. Каждый спектакль в каком-то смысле сюрприз, в том смысле, никогда не знаешь, когда случится открытие: исполнитель, музыка, спектакль и т. д. Поскольку я работаю с вокалистами и хором, то могу предложить такие интересные спектакли, как «Дитя и волшебство», «Калейдоскоп иллюзий», мистическую драму «Русалка», комическую одноактную оперу «Директор театра» и концерты на экспериментальной площадке