
Многим известно устойчивое выражение «первая скрипка», характеризующее человека, которому отведена ведущая роль в чем-либо.
Сегодня герой рубрики «Театр в лицах» концертмейстер оркестра СахаОпераБалет, отличник культуры РС(Я) Афанасий Герасимов.
- Афанасий Кириллович, откуда возникла любовь к скрипке?
А.К. Когда мне было 5 лет, в дверь постучалась Лариса Иннокентьевна Габышева, преподаватель Высшей школы музыки, (она со Станиславом Максимовичем Афанасенко, тоже педагогом по классу скрипки, жили в соседней квартире) и спросила: «Нравится этот инструмент?» Я ответил: «Да». И с тех пор у нас со скрипкой любовь.
- Что Вам запомнилось из времени учебы в Высшей школе музыки?
А.К. В общеобразовательной школе мы, скрипачи, проводили не очень много времени, в основном занимались на инструменте. Я входил в состав ансамбля скрипачей «Виртуозы Якутии», мы много давали концертов и очень часто гастролировали. Незабываемое было время…
- Помните первый выезд «Виртуозов Якутии» с Вашим участием за пределы республики? В каких городах и странах были в составе ансамбля?
А.К. В ансамбле я начал играть в 1995 году, а 30 декабря 2005 года коллектив получил статус государственного, с этого момента мы стали уже работниками этого прославленного коллектива. А первая моя поездка была с первым Президентом Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаевым в Австрию, г. Вена. Эти гастроли мне запомнились тем, что выступали возле дома, где родился В.А. Моцарт. Там случился один забавный случай – у меня выпал передний молочный зуб, и я, держа его в руке, пошел показывать Михаилу Ефимовичу.
С ансамблем «Виртуозы Якутии» очень часто гастролировали по миру. Только в США мы были 5 раз, объездив 45 штатов. Нам рукоплескали зрители Колумбии, Чили, Гватемалы, Панамы, Эквадора, Коста-Рики, Бразилии, Португалии, Франции, Италии, Германии, Венгрии, Австрии, Хорватии, Израиля, Кореи, Монголии, Казахстана, Украины…В 2018 году я ушел из ансамбля.
- Как вы попали в оркестр театра оперы и балета? Какими были первые впечатления?
А.К. В 2012 году я закончил 11-й класс и уже имел среднее профессиональное образование, поэтому сразу же устроился в театр. Было очень волнительно, так как приходилось много учить новых партий, играть сложные спектакли, прорепетировав всего один-два раза.
- Что такое «первая скрипка» в оркестре? Что значит для Вас быть первой скрипкой в оркестре?
А.К. Первая скрипка исполняет все скрипичные соло и размечает в партитуре все нюансы и штрихи для остальных участников струнной группы. В оркестре, помимо первых скрипок, есть еще вторые – они исполняют аккомпанемент, в то время как на первых лежит основная партия, более сложная и виртуозная. В каждой группе скрипок, да и вообще всех инструментов, есть свой лидер, который задает тон, основную мелодию. Иногда мы проводим репетиции своей группы, а уже потом «показываем» свою работу дирижеру. Конечно, для меня это большая честь быть концертмейстером («первой скрипкой») оркестра. Это, в первую очередь, ответственность, кроме того, что надо быть всегда в хорошей форме для качественного исполнения любого сольного материала.
- Почему дирижёр и концертмейстер пожимают друг другу руки?
А.К. Первая скрипка занимает ведущую роль в коллективе и очень часто является публичным лицом. Концертмейстер оркестра работает в тесной связке с дирижёром. Перед началом выступления они пожимают друг другу руки, после чего скрипач руководит процессом настройки и подаёт дирижёру знак, когда оркестр готов начинать. Таким образом дирижёр и концертмейстер демонстрируют уважение и признательность их ролям в оркестре. Если бы дирижёр захотел поздороваться с каждым участником оркестра, это заняло бы целую вечность. Так что этот символический жест рукопожатия с первой скрипкой означает приветствие дирижёра всему оркестру.
- Как изменился оркестр за время вашей работы?
А.К. За 10 лет работы в оркестре театра оперы и балета чувствуется профессиональный рост каждого музыканта и коллектива в целом. За это время нам посчастливилось поработать со многими дирижерами из разных городов России и мира: Москвы, Нижнего Новгорода, Казани, Белоруссии, Италии, Кореи и т.д. Это не могло не дать положительных результатов. Также кропотливые ежедневные занятия на своих инструментах, серьезное отношение к своему делу и старание каждого артиста оркестра повысили качество исполняемых нами произведений.
- Есть ли «Звездная болезнь у музыкантов»?
А.К. В нашем оркестре такого нет, эта «болезнь» настигает, в основном, артистов, выступающих на сцене.