Сегодня героиня рубрики «Театр в лицах» СахаОпераБалет Наталья Иннокентьевна Христофорова, дочь первого танцовщика якутского балета И.Д. Христофорова, Заслуженная артистка РСФСР и ЯАССР, лауреат Государственной премии ЯАССР им. П.А. Ойунского.

1. Когда и как Вы решили посвятить свою жизнь сцене?
Н.И.
Мне было лет восемь, когда меня записали в кружок кройки и шитья Дворца пионеров. Но меня влекло в танцевальный зал, который находился рядом. Я видела танцующих девочек и хотела быть среди них. Об этом сказала маме, и она записала меня в балетный кружок. Занятия танцами наполняли радостью всю мою жизнь. Мы даже «танец маленьких лебедей» исполняли. В 1958 году для отбора детей в Якутск приехала преподаватель из Новосибирского хореографического училища. В числе принятых оказалась и я. Настоящий балет я никогда не видела, только в Новосибирске, наконец-то, посмотрела большой балетный спектакль. Это была генеральная репетиция балета «Баядерка». Я была потрясена и очарована увиденным: огромная сцена, красивые костюмы, многочисленный кордебалет. Все прыгают, вертятся, танцовщики поднимают балерин, а главное – артистки танцуют на пальчиках! Вот тогда-то у меня и появилась цель – научиться также красиво танцевать и стать балериной.
2. Расскажите подробнее о героинях, которых Вы играли на сцене. Кто из них Вам был ближе всего? Нам кажется, что это Жизель.
Н.И.
Моими любимыми партиями являются Нюргуяна, Золушка и, конечно же, Жизель. Мой творческий путь начался с дебюта в балете «Чурумчуку» в партии главной героини Нюргуяны. Репетиционный период был коротким, так как я срочно вводилась в этот спектакль. Мне помогала наш педагог-репетитор Е. Ф. Сивцева и мои именитые партнёры: Афанасий Ефремов (Чурумчуку) и Лаврентий Мекюрдянов (Чупчуруйдаан). Мне очень нравилось танцевать партию нежной, любящей и смелой Нюргуяны. Получилось так, что в моей сценической карьере балет «Чурумчуку» стал и самым первым, и самым последним спектаклем. Также с большим удовольствием я работала над партией веселой, доброй, мечтательной Золушки. Очень нравилась музыка Сергея Прокофьева, а постановка нашего балетмейстера Алексея Попова тогда казалась необычной, полной волшебства превращений.
Вообще-то все ученицы балетных школ мечтают танцевать Одетту-Одиллию, Никию, Китри, Аврору, Жизель… И я не исключение. Мне повезло! Жизель – одна из любимейших моих партий. Очень была удивлена, когда узнала, что у нас будет ставиться «Жизель», потому что не представляла, как можно поставить этот спектакль на маленькую труппу? И, честно говоря, совсем не ожидала, что буду назначена на эту партию. К.Ч. Мадемилова, постановщик из Киргизии, гоняла меня по полной! Даже когда я подвернула ногу, и она сильно опухла, мы репетировали с ней сложнейшую сцену сумасшествия. Я плакала, расстраивалась, но балетмейстер была непреклонна. Она хорошо с нами репетировала, была добра, и в то же время требовательна.
3. После окончания балетной карьеры Вы свою жизнь посвятили преподаванию, Вам легко дался этот переход?
Н.И.
Роль педагога-репетитора огромна. От него зависит творческий рост артистов. Репетитор должен владеть методиками классического, народного, исторического стилей. Важную роль здесь играют артистический опыт, чутьё, мастерство, художественный вкус. Я думаю, не менее важно, чтобы между педагогом-репетитором и балериной (танцовщиком) было взаимопонимание, которое и приводит к желаемому результату.
Если говорить о моем пути к этой деятельности, то в завершение моей карьеры меня пригласили преподавать хореографию в Детской школе искусств. Надо сказать, что переход для меня оказался спокойным, безболезненным. Возврат в театр в качестве педагога-репетитора произошел в 2001 г.
4. Что Вы думаете о современном балете, который развивается и обретает новые формы, зачастую уходя от академических, фундаментальных балетных канонов?
Н.И.
Я не отрицаю современный танец. Он многожанровый и весьма разнообразный. В целом, мне нравится, когда в современном танце есть интересные движения, комбинации, поддержки, и при этом хорошая музыка и талантливая постановка. Тогда перед зрителем раскрываются новые возможности и выразительность пластики тела. Но очень не люблю, когда в танце много акробатики и «спортивности». Конечно, кому-то больше интересен модерн, почему нет?
5. А на каком уровне сегодня находится русский балет в мировом искусстве?
Н.И.
Именно классический танец – фундамент для всех танцевальных направлений. Наш балет живет и продолжает сохранять лучшие традиции высокого исполнительского искусства. Мне кажется, что русский балет, как и раньше, остается на высоком академическом уровне. Но сегодня он занимает определенную нишу в мировом балете, не доминируя над остальными видами танца. Интерес зрителя к классическому репертуару не угасает, и это радует. Наши танцовщики обладают потрясающей манерой исполнения: размеренный темп, роскошная текстура, сложная техника. Это дорогого стоит. К слову, западные критики говорят, что русский балет был, есть и будет сильнейшим в мире.
6. По-Вашему, какими качествами должен обладать артист балета?
Н.И.
Артист балета должен отличаться трудоспособностью, сильной волей, быть преданным своей профессии, служить Балету и Театру верой и правдой.
На сцене, как и в жизни, стараться быть предельно честным со зрителем, никогда себя не щадить, работать с самоотдачей. Это то, что я стараюсь прививать своим ученикам.
7. О чем Вы мечтаете?
Н.И.
Моя основная мечта, я уверена, сопряжена с мечтой большинства моих коллег – это новое современное здание театра оперы и балета, оснащенное современными технологиями, с большой сценой, просторными гримёрными… И, конечно, репетиционные залы. А в Новом 2022 году всем желаю крепкого здоровья, любви и счастья!