
Что происходит на сцене за закрытым занавесом? Как идет подготовка к спектаклю, кто меняет декорации? Об этих и других секретах закулисной жизни нам рассказала герой рубрики «Театр в лицах» помощник режиссера СахаОпераБалет отличник культуры Республики Саха (Якутия) Вера Акимова.
Вера, Вы по специальности артистка балета. С какими чувствами прощались со сценой как танцовщица?
В.А. Если честно, я даже особо не поняла, как это произошло, просто плавно перешла на должность помощника режиссёра, со сценой не прощалась, я всегда нахожусь рядом с ней. Конечно, воспоминания приходят, когда смотрю на девочек и понимаю, как неумолимо быстро проходит время артиста балета.Работать помощником режиссёра всё равно, что «сидеть на электрическом стуле!» Вам не страшно было соглашаться на эту должность?
В.А. «Сидеть на электрическом стуле», – это Вы точно заметили! Только когда сама села на этот стул, поняла, что в таких словах есть большая доля правды. Работа напряженная, нервная, в ней много мелочей, которые надо просчитать, моментов, которые необходимо предусмотреть, предвидеть, предупредить. Но не сколько страшно, сколько очень ответственно. Ведь помощник режиссёра отвечает практически за весь рабочий процесс в целом во время всего спектакля, но у меня не было другого выхода, пришлось спасать ситуацию на тот момент. Когда заболел балетный помощник режиссёра, меня попросили заменить его, я в это время была в отпуске по уходу за ребёнком до 1,5 лет. Это был почти конец театрального сезона, оставалось два спектакля: «Страна Фантазия» и «Спартак». Если честно говорить, я и понятия не имела, что должна делать, думала, что нужно давать звонки, оповещать артистов об этом, открывать и закрывать главный занавес, но на самом деле всё намного сложнее. Я выучила два спектакля по видеоматериалу. Открыла для себя много нового и интересного, того, чего я не замечала во время работы, когда была артисткой балета.
Во время первого спектакля, который Вы вели, какие чувства охватывали Вас?
В.А. Первым спектаклем был детский балет «Страна Фантазия». Меня переполняло чувство полной неуверенности, что не справлюсь, боялась не в тот момент дать команду техническим службам, работающим наверху, по спускам штанкета… К счастью, в этот момент со мной была рядом балетмейстер-постановщик Екатерина Лаврентьевна Тайшина, и с ее помощью я провела свой первый спектакль.Какие спектакли сложнее вести – детские или взрослые?
В.А. Большой разницы в проведении детского или взрослого спектаклей нет. Сложность заключается в технической его постановке, а это всё зависит от режиссёра-постановщика, художника, от их задумки.
Как происходит управление техническими службами?
В.А. Управление с техническими службами проходит по внутренней связи через рацию. Допустим, каждый спектакль имеет несколько картин, они делятся на 1,2,3 акты, и в них есть смены декораций, так вот эти смены все делаются по команде помощника режиссёра. Поэтому ответственность помощника очень велика, нельзя допускать ошибок. Бывает и так, что я даю команду своим техслужбам, а они неправильно делают смену, а после спектакля всё спрашивается с помощника режиссёра.

В.А. Помощник режиссёра должен фиксировать почти каждое слово режиссёра-постановщика или балетмейстера во время новых премьерных постановок. У помощника режиссёра имеется тетрадь, в которой он записывает проведение технических действий во время спектакля и их изменений, по которой в дальнейшем будут проводиться постановки.

В.А. Моменты бывали такие, что, придя домой после спектакля, приходилось пить успокоительные. Но от этого никто не застрахован, так ужасно, когда спектакль отрепетирован и проходил много раз, и ты уверен в том, что всё должно пройти слаженно, а получается, наоборот. Но тем не менее, помощник режиссёра должен быть стрессоустойчивым и всегда быть готовым ко всему.

В.А. Я заучиваю проведение спектакля, готовлюсь к нему заранее, просматриваю свои записи, видеоматериал, и для этого у нас есть отдельные репетиции.

В.А. На репетиции могут допускаться ошибки, которые мы сразу исправляем всей командой. На спектакле это делать категорически нельзя! Поэтому я перед началом спектакля напоминаю работникам все спуски и подъёмы штанкетов, настраиваю на слаженную работу.


В.А. Конечно! Так как большую часть времени провожу именно с артистами балета, я их всех уважаю и люблю! Они у меня очень ответственные, пунктуальные, внимательные. Кроме того, они могут подсказать кое-какие моменты во время нашей работы.


В.А. У нас за последние два года прошли три балетных премьеры – это «12 стульев», «Платформа» и «Калейдоскоп иллюзий». Каждый спектакль по своей хореографии и по техническим проведениям очень интересен и уникален. В феврале должна состояться новая премьера балета «Дягилев. Сезоны», и я, как помощник режиссёра, сейчас нахожусь в предвкушении чего-то нового и интересного. Надеюсь, что он понравится и нашим зрителям.ы