Сегодня герой рубрики «Театр в лицах» режиссер СахаОпераБалет Татьяна Саввинова.

1. Если бы Вас попросили рассказать о себе людям, которые о Вас ничего не знают, то как бы Вы им объяснили, кто Вы и чем занимаетесь сейчас?

Т.С. Возможно, я начала бы свой ответ с того, что меня зовут Татьяна Саввинова, родом из Якутии – режиссер-постановщик театра оперы и балета.

Моя профессия требует к себе особого трудолюбия, усердия, настойчивости и мужества. Сейчас я занимаюсь своими должностными обязанностями – это организация и проведение репертуарных спектаклей и концертов. С 1 февраля этого года стартовал новый проект, посвященный 100-летию ЯАССР – это цикл концертных программ камерного формата «Якутия. Классика. Современность.» на экспериментальной площадке нашего театра. Цель нового проекта – увековечить классическую музыку народа саха. 

2. Как театр вошел в Вашу жизнь и почему в ней остался? А как Вы вообще попали в театр — родители имели отношение к искусству?

Т.С. Да, отношение с театром началось уже в утробе матери, на генном уровне. Мой отец Саввинов Анатолий Афанасьевич был главным хормейстером хора гостелерадио РС(Я), его жизнь была тесно связана с нашим театром. Моя мама Анна Дьячковская – солистка оперы. Кем я буду точно не знала. В 2000г. стала выпускницей Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н. Римского-Корсакова по специальности академического пения под руководством педагога Н.Е. Сухановой, затем выпускницей Высшей школы музыки РС(Я) по той же специальности у доцента М. Е. Николаевой. Во время учебы исполнилась мечта, я поступила на работу в театр оперы и балета. Десять лет проработала артисткой хора, но за это время не пропускала прослушивания в солисты, затем мне показалось, что все остановилось, и я решила продолжить путь, поступив в ГИТИС на режиссера музыкального театра. 

3. Оперный театр в мире и в Якутске тоже — это точка столкновения между очень архаичной, очень классической режиссурой и вообще классическим подходом, который подразумевает костюмный театр с массой условностей и современной режиссурой, которая демонстрирует новые подходы. Это почва для постоянной дискуссии. Какую позицию в этой дискуссии занимаете Вы?

Т.С. Мы творим и работаем для зрителя, подхожу к этому вопросу серьезно. 

Архаичность, народность в опере диктует свое, т.к. подкреплено своим историческим происхождением, местом действия и героями, что создает трудности для современной режиссуры. Например, «Аиду» Дж. Верди я не представляю в каком-то другом решении. Она берет своим масштабом, величием, как раз архаикой. Для режиссера, который видит свою задачу в создании театрально-музыкального целого, нового типа в России и за рубежом, это, например, «Пиковая дама» П.И. Чайковского, лабиринт музыкальных идей, столкновение времен, эмоциональная трагедия.

4. Вы впервые поставили спектакль на экспериментальной площадке «Дитя и волшебство», «Братья Гримм». Как возникла идея выбрать для постановки именно эти оперы? 

Т.С. Каждый взрослый внутри себя имеет свое дитя, который верит в чудеса и волшебство, бунтует, если что-то в жизни не нравится, играет, творит. Сложность была в переходе с традиционного на экспериментальный формат. Зрители находятся на расстоянии вытянутой руки с героями оперы, являются соучастниками событий, происходящих на сцене, находясь внутри постановки. В «Сказке Братьев Гримм» режиссером-постановщиком была  Мария Чагина, я была просто режиссером, поддержкой и, как она мне призналась, наставником. Постановка по-своему завораживающая, музыка Карла Орфа всегда поражает своей самобытностью.

5. Какие этапы Вы могли бы выделить на пути от режиссёрского замысла к постановке?

Т.С. Найти своего художника-постановщика, того, кто мог бы создать по замыслу и в сотворчестве, с кем можно было бы творить новые миры. А также художника по костюмам. Это начало пути, а остальное будет.

6. Чему научил Вас Ваш учитель? От чего предостерегал?

Т.С. Моим мастером по режиссуре был Виктор Борисович Рябов, один из основателей театра им. Натальи Сац, и он был категорически против новой формы.

7. Как бы Вы продолжили фразу «Режиссер – это…»?

Т.С. Режиссер – это главное лицо, которое отвечает за все происходящее на сцене, это лидер, у которого все вокруг – внутри проекта развивается и совершенствуется в сотворчестве. 

8. Что бы Вы хотели сказать тем, кто ещё не решил, будет ли он постоянным зрителем театра оперы и балета?

Т.С.  Дорогие наши зрители, в марте вас ждет концертная программа «Якутия. Классика. Современность.» на экспериментальной площадке, премьера «Ballet-GALA», вечер шедевров мирового балета, музыкальный спектакль «Бременские музыканты», опера А.Даргомыжского «Русалка», опера М.Равеля «Дитя и Волшебство», опера К.Орфа «Луна», концерт вокальной музыки.