Что нужно делать, чтобы артист балета преодолел себя, зачем преподаватель экспериментирует со своими подопечными, вытаскивая из них самое сокровенное, почему нужно постоянно искать что-то новое, как заставить людей мыслить, и как у нас сейчас обстоят дела с искусством современного танца – об этом и многом другом нам расскажет сегодняшняя героиня рубрики «Театр в лицах» руководитель балетной труппы, балетмейстер-постановщик СахаОпераБалет, заслуженная артистка РФ Екатерина Тайшина.

 

Расскажите про балетное прошлое, как Вы пришли туда?

Я с детства любила музыку и танцевать. Вместе с сестрой и братом ходили в ансамбль танца “Сюрприз” и были солистами. Когда объявили о наборе на хореографическое отделение, мама, не раздумывая, отвела нас с братом туда, где нас сразу же приняли. В очередной раз хочется сказать большое спасибо моей маме за то, что увидела во мне потенциал и приняла тогда это важное и судьбоносное для меня решение.

 По окончании училища (кстати, Е. Тайшина закончила его с отличием – выделено нами) меня приняли в наш театр сразу солисткой балета. Была примой-балериной в течение 17-ти лет и станцевала огромное количество разноплановых партий и, несмотря на трудности, с теплом и любовью вспоминаю этот этап своей жизни.

Вы были в числе первых студентов тогда еще хореографического отделения, а потом училища. Каково было учиться хореографии?

Да, мы оказались первыми ласточками, которым посчастливилось окунуться в новый для нас мир балета. В то время не было своего здания, балетного зала, специальной формы для занятий и многого другого, но это было счастливое время. Мы усердно познавали азы балетного искусства и постепенно влюблялись в нашу будущую профессию. Было нелегко, но очень интересно.

Что сложнее, учиться или работать в труппе?

Очень важно хорошо и грамотно учиться в школе, чтобы потом было легче танцевать. Когда есть правильная база, постановка тела и физическая форма – это уже хороший задаток. Балет – это сплошные правила, где ты не можешь танцевать так, как тебе вздумается. Если твое тело и мозг хорошо обучены, то работать в театре тебе будет легче. Но в нашей профессии никогда нельзя останавливаться на достигнутом, постоянное развитие и улучшение своей физической формы изо дня в день обязательны для артиста балета.

Как с помощью тела и пластики построить драматургию? Должен быть, наверное, конфликт?

 Язык тела способен на многое, им можно выразить практически всё, этим и прекрасен наш вид искусства. Главное, чтобы объединились толковый, изобретательный хореограф и способный, талантливый артист.

 Вы при постановке танца отталкиваетесь от человека или от своих идей? Чем вы вдохновляетесь, откуда черпаете идеи?

Идея в первую очередь, но при постановке всегда отталкиваюсь от возможностей артиста. Также, конечно, для меня важно, чтобы артист подходил к образу и смог справиться с поставленной задачей. Бывает и такое, что танцовщик или балерина вдохновляют меня на постановки и рождаются новые идеи.

Какие существуют приемы для раскрытия человека в танце?

Я бы не назвала это приемами и вообще нет конкретного шаблона и пошаговой инструкции, так как артист балета – это сложный организм и к нему нужен индивидуальный подход. У каждого могут быть свои плюсы и минусы в физической форме, свои сильные и слабые стороны в артистизме, харизме, энергетике, а также очень важны сила воли и духа. В этом вопросе еще очень важно, чтобы сам артист хотел и прилагал усилия для раскрытия своего потенциала. К сожалению, бывает и так, что талантливые – самые ленивые, и как бы ни старались педагог-репетитор, хореограф и руководитель, толку от таких людей нет.

Есть ли люди в мире искусства, которые на Вас повлияли, и Вы стали балетмейстером?

Конечно, во-первых, это мои педагоги, которые вложили в меня большую любовь к своей профессии. Все мы знаем, что учиться и брать пример надо с лучших. В качестве балерины для меня – это У. Лопаткина, Д. Вишнева, С. Гиллем и др., а среди балетмейстеров –  Г. Баланчин, И. Килиан, Б. Эйфман, Ю. Григорович… Самый же главный хореограф, который изменил мою жизнь – это Александр Полубенцев. На его постановках я выросла, очень любила танцевать его «Ночные танго», «В честь танца», «Полька-шутка» и многое другое. Еще будучи студенткой училища, мечтала учиться в Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова на кафедре режиссуры балета. В итоге так и случилось. А самым главным везением было то, что моим преподавателем стал сам профессор Александр Михайлович Полубенцев, которому я очень благодарна за все!

 В чем разница между классикой и современным танцем?

Классика – это больше правила, каноны, в какой-то степени рамки, соблюдение определенных позиций рук, ног и тела, выворотность, геометрическая ясность, сдержанность, продуманность, точные, филигранные и конкретные линии… Современный же танец отходит от всего этого. Никаких пуант и конкретных линий, здесь больше свободы, хаотичность, эксперимент, вызов, здесь работают совершенно другие мышцы, пластика, закрытые и ломаные движения, экспрессивность и т.д. Лично я сторонник золотой середины, для меня это неоклассика – синтез классического и современного искусства.

Хореограф — это человек, который заставляет двигаться скульптуру?

Для меня артист балета скорее пластилин, из которого можно вылепить шедевр (высочайшее искусство).

Говорят, что балетные артисты живут долго, но существуют различные проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Балет — это больше про здоровье или про преодоление себя?

100 процентов про преодоление себя. В этой профессии, как и в спорте, очень важно беречь себя и подходить с умом к каждому движению, без этого, к сожалению, травмы необратимы. Наш балетный век очень короток, ведь от больших физических нагрузок тело изнашивается. Очень важно всегда быть в хорошей физической форме и работать над собой, держать в тепле свое тело – наш главный инструмент.  Каждодневный классический урок воспитывает и укрепляет нас, поэтому необходим хороший и качественный разогрев перед классикой, репетициями, выступлениями. Чем бережнее относишься к своему организму, тем дольше и плодотворнее будет твоя карьера, а также тело и здоровье будут в норме.

Как соединить голову, музыку и тело?

Нужно иметь хорошую координацию, музыкальность и обязательно включать интеллект в танце. Меня больше беспокоит, когда со всем этим у артистов не взаимодействуют душа, чувства, эмоции, выразительность и мысль, которую очень важно донести до зрителя. Балет – это искусство, и оно должно трогать сердца, вызывать эмоции! Вот что важно, а не просто уметь соединить голову, музыку и тело.

Какая у нас в стране ситуация с современным танцем?

Если сравнивать с другими странами, то в России современный танец отставал в развитии, но считается, что в нашей стране лучший, эталонный, русский классический балет. В данный момент современная хореография стала очень популярной и ее много. К сожалению, сейчас современные хореографы совсем отошли от классического балета, и получается разделение между старой классической традиционной хореографией и новой, иной, современной, не приемлющей стандарты и правила. Для меня, как для хореографа, важна классическая основа в балете, но ее можно синтезировать, видоизменять, переплетать с модерном, усложнять, усовершенствовать, добавлять в пластике, но никак не избавляться от нее. Золотое сечение!

У Вас есть мечта на будущее?

Есть и всегда будет. Я не из тех людей, которые просто мечтают.  Если есть мечта, то есть цель, а это значит постоянное развитие, к чему я всегда стремлюсь.