Иван Степанов считается одним из лучших «царей» на якутской оперной сцене. Роль Бориса Годунова стала для баса знаковой. Сегодня герой рубрики «Театр в лицах» СахаОпераБалет ведущий солист, чей уникальный голос без преувеличения можно назвать национальным достоянием, Народный артист РФ, Народный артист РС(Я), Лауреат государственной премии ЯАССР им. П. Ойунского Иван Прокопьевич Степанов.

 

  1. Как пришло к Вам решение посвятить себя оперному искусству? 

 

И.П. В молодости я видел себя художником-живописцем и в 1962 г. приехал в Якутск поступать в художественное училище. С июня 1967 г. начал работать в Якутском музыкально-драматическом театре имени П. Ойунского исполнительным художником-оформителем. За работой я не переставал петь, нравилось, как звучит голос в большом пустом пространстве. В то лето приехали педагоги из Уральской консерватории набирать вокалистов. Меня очень поддержала тогда прославленная в прошлом певица, а потом и первый оперный режиссер Анна Ивановна Егорова. С более чем сотней претендентов я принял участие в трех турах прослушивания, а четвертый тур был уже в стенах самой Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского. 26 июля 1967 г. я был зачислен студентом консерватории. 

     2. Помните ли Вы свой первый выход на сцену?

И.П. Мой театральный стаж начинается с года окончания консерватории  – 1973 г. Но первый мой выход на оперную сцену, дебют, состоялся летом 1972 г., во время Дней якутской литературы и искусства в Москве и Уфе, в спектакле Г. Григоряна «Лоокут и Нюргусун», в партии богача Басыкка, отца главной героини. Дирижером был Владимир Бочаров. Меня специально для этого отозвали из консерватории, получилась производственная практика, но для студента очень ответственная.  

 

   3. Какие оперные работы в Вашей творческой судьбе Вы бы назвали для себя самыми значимыми?

 

И.П. Для профессионального роста важны все оперные партии, которые ты исполнил на сцене. В моем случае можно поблагодарить судьбу, что мне посчастливилось исполнить Мефистофеля в опере «Фауст», Мельника в опере «Русалка», Дон Базилио в опере «Севильский цирюльник», Хана Кончака в опере «Князь Игорь», короля Рене в опере «Иоланта», оперные партии в национальных спектаклях. Но самыми значимыми, судьбоносными для себя работами я бы назвал исполнение заглавных партий – Ньургуна Боотура в одноименной опере М. Жиркова и Г. Литинского и царя Бориса в опере «Борис Годунов» М. Мусоргского.  Ньургуна Боотура я играл 40 лет как единственный исполнитель. В 2007 г. спел на сцене Московского театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Борис Годунов для меня лично – высшая проба сил. Я горжусь тем, что смог осилить эту сложнейшую партию. Счастлив, что мне доверили. В 1996 г. вышел в этой роли на родную сцену в постановке А. С. Борисова, поделился со своими зрителями премьерным спектаклем. В том же году и спектакль, и исполнители главных партий получили премию российской газеты «Музыкальное обозрение» «Спектакль года». А в 2002 году я вышел на Историческую сцену (до реконструкции) Большого театра. В общем, как Борис Годунов – «достиг я высшей власти». Конечно, это так, слова. На самом деле певцу приходится постоянно доказывать свою состоятельность. А если тебе дали высокую оценку и удостоили звания «Народный артист России», то это обязывает к еще большему. Да еще из рук президента России Б.Н. Ельцина в год его пребывания в республике на празднике Ысыах…    

 

   4. Кто или что на Вас, как певца, оказывает влияние, кто Ваш кумир? 

 

И.П. Когда был молодой, я впитывал в себя все, что меня окружало в театре, что могло бы помочь мне понять, как создать тот или иной художественный образ: люди, декорации, костюмы, грим… Позже пришел опыт и знания, но новые задачи, которые вставали передо мной, мешали мне, к счастью, оставаться в раз и навсегда найденных приемах. Но я классический певец, приверженец академической вокальной школы, и некоторые новшества на сцене меня озадачивают. Например, я долго не мог принять грим царя Бориса без окладистой пышной бороды, с короткой стрижкой, то есть без парика. Режиссер считал, что так будет современнее, что ли. Или то, что партию хана Кончака в последней постановке «Князя Игоря» разделили на двух ханов. Как-то смысла не увидел в этом. И я отошел от этого спектакля. Тем более, что есть молодые певцы, им, наверно, легче понять новое прочтение классики. 

Что касается кумиров, то он у меня один в искусстве – Федор Иванович Шаляпин. Легендарный голос и артист с большой буквы. О нем и его творчестве собираю книги, записи, афиши. Кое-что из его концертного репертуара исполняю, но с оглядкой. Надо, чтобы произведения стали твоими, прочувствованными до конца. Иначе нельзя. В 2008 году, когда ездили с гастролями в Казань, пришел к памятнику Шаляпина, возложил цветы своему кумиру. В Большом театре в Москве два раза занимал гримёрку Великого певца, артиста Федора Ивановича Шаляпина. Спасибо моей судьбе…

   5. Вы сами не стали преподавать вокал, почему?

И.П. Не всякий певец может быть педагогом. Это огромная ответственность, ведь можно испортить голос при неправильном обучении и поставить крест на будущей профессии. Уважаю тех певцов, которые качественно преподают и выпускают вокальные кадры для нашего театра. Да и потом я всегда был занят. И что, студент будет сидеть и меня ждать? А подмена ему не нужна. И еще – обучить нашей профессии сложно еще и потому, что надо помочь начинающему вокалисту найти верные ощущения. А это, наверное, самое трудное, а передать свой опыт не так-то и просто. Нужно адское терпение, которого у меня на обучение нет. Легче самому выйти и спеть.

   6. Что бы Вы хотели пожелать молодым вокалистам? 

И.П. Самое главное молодым артистам сохранить свой голос, беречь этот уникальный инструмент от Бога. Иметь в своем арсенале классический репертуар. Без него голоса пропадут! Ведь именно классика развивает голос.