Интересное в театре происходит не только на сцене во время спектакля. Множество тайн хранит целая вселенная – закулисье.
Сегодня герой рубрики «Театр в лицах» реквизитор СахаОпераБалет заслуженный артист Республики Саха (Якутия) Герман Те.

1️⃣Как получилось, что Вы свою жизнь связали с театром?

Г.Т. В раннем детстве ребенок не знает, чего он хочет и кем хочет стать. Вот так, не спрашивая моего мнения, родители отдали меня в (тогда) Ленинградское хореографическое училище, которое я успешно закончил, провел свои лучшие годы в нашем родном театре, в котором тружусь и по сей день. За что благодарен судьбе.

2️⃣Закончив карьеру артиста балета, Вы стали работать реквизитором. Расскажите, в чём теперь заключается Ваша работа, чем занимаетесь в театре?

Г.Т. Это ответственная должность. От реквизитора во многом зависит успех спектакля. Работа, на первый взгляд, незаметна, но очень важна. Мы имеем дело с сотнями предметов и должны помнить, какой из них играет в каждом спектакле, и на каком месте он должен лежать во время спектакля. Ведь предметы, как и актеры, тоже играют свои роли. Перед спектаклем реквизит, как говорят в театре, «заряжается» за кулисами, на сцене и выдается артистам на руки, а заканчивается спектакль – собирается, складывается, хранится, а если необходимо, то ремонтируется.

3️⃣С чего начинается Ваш рабочий день и как заканчивается?

Г.Т. Театр оперы и балета – это настоящий завод с десятками цехов, каждый из которых делает определенную работу. Придя утром в театр, смотрим список текущего спектакля и раскладываем реквизиты по своим местам. Когда начинается постановочный процесс нового спектакля, сначала режиссер репетирует только с актерами. Потом подключается художник-постановщик, которому режиссер заказывает определенную эпоху и стиль. А уже художник-постановщик делает заказ бутафорам, столярам и макетчикам на декорацию. А когда художник-постановщик работает на сцене в готовой декорации, я нахожусь непосредственно с ним, мы подбираем реквизит. За время репетиций он может меняться множество раз.

4️⃣Помните первый спектакль, в котором Вы стали в роли реквизитора?

Г.Т. Да, это была премьера оперы «Кармен».
Продолжение в комментариях
 
5️⃣Что главное в Вашей профессии?

Г.Т. Выйти в темноте, бесшумно расставить предметы и также незаметно исчезнуть, на это у реквизитора всего несколько секунд. Сориентироваться в огромном количестве вещей, запаковать и сохранить реквизит в гастрольных поездках – реквизиторы могут и не такое. Это сложная работа, но полноценного профильного образования как такового не существует, большую часть навыков сотрудник получает в процессе. Нужно уметь ориентироваться в сотнях предметов и знать, как и где (в какой исторической эпохе) их использовать. Чтобы быть реквизитором, нужны хорошая память, мобильность, ловкость и уверенность.

6️⃣Какие Ваши любимые спектакли?

Г.Т. Приятно работать в спектакле, который зритель понимает, на который отзывается. И когда спектакль случился, и зрительская реакция в тех местах, где ожидаешь, и отзывы хорошие, вот тогда понимаешь, что не зря днями и ночами все мы здесь работаем. Каждый спектакль – детище, столько всего в него вложено. И каждый раз больно прощаться, когда спектакль снимают, и искренне радуешься, когда спектакль получает признание, потому что это всё и есть наша жизнь.

7️⃣Какие-то трудности есть в работе над спектаклем?

Г.Т. Бывает, что что-то ломается во время спектакля, поэтому приходится ремонтировать на ходу.

8️⃣Почему считается, что «реквизитор – винтик в театральной машине?»

Г.Т. Это как в часах, без детальки они остановятся.

9️⃣Учитывая вкусы нынешних зрителей, на какую балетную постановку Вы пригласили бы молодежь?

Г.Т. Мне очень нравится балет «Спартак», там проявляются сила, мужество,
честь, достоинство. Эти качества сейчас частично утрачены нашим обществом. Также интересен премьерный спектакль «ДЯГИЛЕВ. Сезоны», в котором рассказывается о жизни балетной труппы первого российского импресарио.