
Люди приходят в театр, чтобы насладиться замечательной актёрской игрой, интересным сюжетом спектакля и… восхитительными декорациями. Сегодня герой рубрики «Театр в лицах» художник-оформитель СахаОпераБалет Туйара Попова.
Почему Вы решили стать художником-оформителем? Всегда мечтали работать в театре?
Т.П. Я с детства мечтала стать художником, поэтому поступила учиться в художественный колледж. Но только не знала и даже не мечтала, что буду работать именно театральным художником. Это подарок судьбы.
Театр – командное дело. Но простой зритель часто склонен оценивать игру актёров, режиссуру.
Не обижает ли художника, что его работа остаётся как бы в стороне?
Т.П. Нет, я так не считаю, мне кажется, что зритель тоже замечает и оценивает нашу работу, ведь декорации и костюмы – это часть спектакля. Да и как же в стороне, все на виду! Бывает, иногда испытываю сожаление, когда вижу, что возможности, предложенной художником системы, оказываются не до конца востребованы. И очень ценю режиссёров, умеющих разглядеть в декорации больше возможностей, чем предполагалось.
Расскажите, как происходит процесс создания декораций?
Т.П. Декорация – это красочные и объёмные изображения, где происходит театральное действие. Художнику-оформителю необходимо понять идейный смысл произведения, познакомиться с действующими лицами, проникнуться исторической эпохой, в которой происходит действие, а также прочувствовать его ритм, динамику и переплетение сюжета. Далее происходит обсуждение концепции театральных декораций с режиссёром спектакля. Затем – разработка эскизов и макетов будущего оформления сцены, а также продумывание художественного оформления в целом. Художник создаёт макет декораций, формируя «стиль спектакля», прорабатывая его оформление.
Далее, согласовывая макет с режиссёром и внося поправки, художник приступает непосредственно к созданию декораций. Это период кропотливой работы над деталями, подбором необходимого материала, текстуры и оттенка. Цветовое решение сцены должно быть согласовано с режиссёром, художниками по костюмам и художниками по свету. Процесс создания декорации – очень трудоёмкая работа, которая требует слаженности коллектива художников и столяров.

Т.П. Я с детства мечтала стать художником, поэтому поступила учиться в художественный колледж. Но только не знала и даже не мечтала, что буду работать именно театральным художником. Это подарок судьбы.
Театр – командное дело. Но простой зритель часто склонен оценивать игру актёров, режиссуру.

Т.П. Нет, я так не считаю, мне кажется, что зритель тоже замечает и оценивает нашу работу, ведь декорации и костюмы – это часть спектакля. Да и как же в стороне, все на виду! Бывает, иногда испытываю сожаление, когда вижу, что возможности, предложенной художником системы, оказываются не до конца востребованы. И очень ценю режиссёров, умеющих разглядеть в декорации больше возможностей, чем предполагалось.

Т.П. Декорация – это красочные и объёмные изображения, где происходит театральное действие. Художнику-оформителю необходимо понять идейный смысл произведения, познакомиться с действующими лицами, проникнуться исторической эпохой, в которой происходит действие, а также прочувствовать его ритм, динамику и переплетение сюжета. Далее происходит обсуждение концепции театральных декораций с режиссёром спектакля. Затем – разработка эскизов и макетов будущего оформления сцены, а также продумывание художественного оформления в целом. Художник создаёт макет декораций, формируя «стиль спектакля», прорабатывая его оформление.
Далее, согласовывая макет с режиссёром и внося поправки, художник приступает непосредственно к созданию декораций. Это период кропотливой работы над деталями, подбором необходимого материала, текстуры и оттенка. Цветовое решение сцены должно быть согласовано с режиссёром, художниками по костюмам и художниками по свету. Процесс создания декорации – очень трудоёмкая работа, которая требует слаженности коллектива художников и столяров.

Т.П. В изготовлении декорации главное качество, чтобы она долгое время хранилась и сохраняла свой изначальный вид, поэтому шьем, клеем и украшаем всё вручную. Ручная работа более долговечная.

Т.П. Обычно эскиз от конечного результата особо ничем не отличается, разве что масштабами.

Т.П. Сейчас мы трудимся над новым балетным спектаклем «Дягилев. Сезоны», где мы из маленьких лоскутов цветных тканей создаём большие навесные декорации. Думаю, что будет очень интересный вариант.

Т.П. Мы часто используем белую бязь, она подходит под любую декорацию, её можно красить любыми красками, а ещё театральную сетку и различные виды тканей.

Т.П. Балет «12 Стульев», там я красила огромные страусиные перья в разные яркие цвета.

Т.П. Конечно же перед выходом каждой премьеры мы волнуемся и радуемся.


Т.П. Я всегда придерживаюсь простым правилам: внимательность, аккуратность, скорость и, самое главное, нужно прислушиваться к советам главного художника.


Т.П. Конечно же сценография меняется в лучшую сторону с развитием технологий, всё больше становится световых и экранных декораций, но, на мой взгляд, художественные декорации остаются самыми интересными и красочными оформлениями сцены. Сценография сейчас – это далеко не строительство большой декорации. Можно, условно, сделать взрыв при помощи пиротехники, заставить повиснуть облако дыма, а потом сделать так, что их сдует в сторону – и это тоже сценография.


Т.П. Дальше развиваться в этой профессии. Но хотелось бы посмотреть, как работают другие художники, обменяться опытом. Мне нравится работа театрального художника! Есть много возможностей для саморазвития и творчества. В нашем бутафорском цехе собрался творческий коллектив. У каждого своя интересная история прихода в театр. Мы развиваемся, у нас много планов на будущее.


Т.П. Это работа мне очень интересна, поэтому сложностей я никаких не ощущаю.


Т.П. Я люблю классические и современные постановки, так как нам, художникам, интересно творить и создавать декорации, украшать одежды артистов и классических спектаклей, и современных. Я бы пригласила зрителей на все наши спектакли.