Жизнь зрителя в театре начинается с вешалки, а жизнь обитателей закулисья, кем, в том числе является художник по свету, начинается с подсобных помещений театра.
Сегодня герой рубрики «Театр в лицах» – художник по свету СахаОпераБалет Иван Шандровский.
1. Иван Александрович, расскажите о своем становлении в профессии. Где учат этому ремеслу?
И.А. Художников по свету сейчас обучают в нескольких театральных институтах. Сам я окончил «Якутский колледж телекоммуникаций, связи и информационных технологий» в 2010 году по специальности «Аудиовизуальная техника». После получения диплома устроился на работу в прокатную компанию «АВЕ», где и начали меня обучать работе со светом. В театре я стал постигать азы уже театрального светового искусства под руководством художника по свету Аяла Местникова. Обучение работе со сценическим светом – это бесконечный процесс, так как технологии постановки спектаклей постоянно развиваются, и необходимо за всем этим следить, чтобы идти в ногу со временем.
2. Опишите свою работу в день театральной премьеры.
И.А. На самом деле день премьеры обычно менее насыщенный в постановочном цикле. Осветители делают финальную проверку оборудования, заливают жидкости в дым машины, меняют лампы в прожекторах, если они перегорели. Светооператоры с художником по свету делают последние корректировки в партитуре и проверяют направку света перед началом, а дальше остается только провести спектакль.
3. При постановке спектакля Вы взаимодействуете с режиссером, актерами?
И.А. При постановке спектакля общение с режиссёром обязательно, поскольку именно он связывает работу всех цехов в единое произведение. Также мы активно взаимодействуем с художником, машинистами сцены, заведующим художественно – постановочной частью и работниками производственного цеха. Непосредственно с артистами общаемся реже, все пожелания обычно передаются через режиссёра и его помощника. Но ситуации бывают разные.
Сегодня герой рубрики «Театр в лицах» – художник по свету СахаОпераБалет Иван Шандровский.
1. Иван Александрович, расскажите о своем становлении в профессии. Где учат этому ремеслу?
И.А. Художников по свету сейчас обучают в нескольких театральных институтах. Сам я окончил «Якутский колледж телекоммуникаций, связи и информационных технологий» в 2010 году по специальности «Аудиовизуальная техника». После получения диплома устроился на работу в прокатную компанию «АВЕ», где и начали меня обучать работе со светом. В театре я стал постигать азы уже театрального светового искусства под руководством художника по свету Аяла Местникова. Обучение работе со сценическим светом – это бесконечный процесс, так как технологии постановки спектаклей постоянно развиваются, и необходимо за всем этим следить, чтобы идти в ногу со временем.
2. Опишите свою работу в день театральной премьеры.
И.А. На самом деле день премьеры обычно менее насыщенный в постановочном цикле. Осветители делают финальную проверку оборудования, заливают жидкости в дым машины, меняют лампы в прожекторах, если они перегорели. Светооператоры с художником по свету делают последние корректировки в партитуре и проверяют направку света перед началом, а дальше остается только провести спектакль.
3. При постановке спектакля Вы взаимодействуете с режиссером, актерами?
И.А. При постановке спектакля общение с режиссёром обязательно, поскольку именно он связывает работу всех цехов в единое произведение. Также мы активно взаимодействуем с художником, машинистами сцены, заведующим художественно – постановочной частью и работниками производственного цеха. Непосредственно с артистами общаемся реже, все пожелания обычно передаются через режиссёра и его помощника. Но ситуации бывают разные.
4. Расскажите, что такое световая партитура, и как она создается?
И.А. Каждое изменение света в спектакле программируется на пульте как отдельная сцена, количество которых может достигать нескольких сотен. Чтобы оператор пульта вовремя запускал каждую сцену, составляется световая партитура, в которой указываются все значимые ориентиры. Это может быть определенный музыкальный акцент, движение артиста или дирижера, слова в арии. В нашем театре световую партитуру ведет и редактирует светооператор.
5. Сколько работников Вашего цеха помогает Вам создавать световое оформление спектакля?
И.А. У нас в цехе работают 3 осветителя, которые занимаются монтажом, ремонтом и направкой оборудования. Также в их обязанности входит работа на прожекторе следящего света (тот самый луч, который постоянно следует за солистами) и производство некоторых декораций совместно с бутафорами (например, неоновые вывески в спектакле «Сказка братьев Гримм»). Два светооператора проводят спектакли за пультом, записывают партитуру. Художник по свету занимается организацией работы цеха, программирует световые положения, документирует схему развеса и направки для паспорта спектакля.
6. В 2020 г. театр приобрел новое световое оборудование. Как на нем работается?
И.А. Приобретение нового оборудования пришлось как раз вовремя – многое из старого успело настолько устареть, что для него невозможно было найти запчасти. Современная аппаратура сейчас успешно объединяет в себе те функции, которые раньше выполняли отдельные приборы, поэтому стало проще работать как в творческом, так и в техническом плане.
7. У художника – краски, а у Вас, осветителей, софиты, прожекторы. Как Вы над этим «колдуете»? Помним, какая световая красота была на сентябрьских концертах 2020 году, в спектаклях «12 стульев», «Калейдоскоп иллюзий» …
И.А. При ознакомлении с либретто, сценографией и эскизами костюмов продумывается основная концепция светового оформления спектакля. Затем во время постановки мы программируем сцены в соответствии с режиссёрским замыслом и собственным видением. Здесь может быть большой простор для экспериментов, а что, если оставить свет только сзади артиста, чтобы был виден лишь его контур? А может здесь лучше направить свет только на зеркала, и тогда будет казаться, будто свет исходит из них? Все это мы показываем режиссеру, обсуждаем, как будет лучше для общей драматургии и бесчисленное число раз редактируем.
8. С какого времени Вы поняли, что театр для Вас – это все?
И.А. Я понял, что не ошибся с выбором профессии, пожалуй, когда работал осветителем над премьерой балета «Спартак» в 2014 году.