Вглядываясь в сценические костюмы, всегда пытаешься представить сам процесс создания театрального шедевра. Ведь мы видим уже конечный результат, а ведь самое интересное происходит именно за кадром. Бессонные ночи, миллионы набросков и кусочки изрезанного материала – это все остается только в памяти художника. Так хочется хоть немного приоткрыть занавес производственных будней и посмотреть на весь процесс своими глазами.
Сегодня герой рубрики «ТЕАТР В ЛИЦАХ» закройщик сценических костюмов Алина Яковлева.

Алина Гаврильевна, с чего всё началось, какой новый вектор привел вас в театр оперы и балета?
Все начиналось с танцевального кружка. Мама шила мне костюмы, а я помогала. Так и научилась шить. Я обожала смотреть балетные спектакли, знала всех артистов, и мне интересно было узнать, как стоит пачка у балерины. По окончании учебы на закройщика работала в Доме быта. Потом меня пригласили работать в театр оперы и балета. Это событие стало отправной точкой на пути в мир искусства театральных костюмов. Для меня это была большая честь, и я с удовольствием принялась за работу.

Помните ли вы, какой костюм вы сшили первым?
Первой моей работой стали костюмы к балету “Чурумчуку”. Было очень страшно, тогда у меня тряслись руки, по ночам не спала и продумывала способы работы над ним, чтобы не запороть вещь. Художник по костюмам Николай Попов очень меня поддерживал, досконально объяснял некоторые нюансы. Коллеги по цеху помогали своими советами. Читала специальную литературу. Но ничего, справилась. Теперь мне изготовление костюмов дается легко.

К сценическому костюму предъявляются особые требования, ведь у него более сложная функциональная нагрузка по сравнению с ординарной одеждой. Каков весь творческий процесс, через который вы проходите, когда создаете новый костюм?
Театральный костюм очень отличается от повседневной одежды, даже крой совсем другой. Также в театральном искусстве, как и в любом другом, необходимо учитывать и специфическое освещение. Художники-постановщики спектакля обращают наше внимание, чтобы мы учитывали нюансы света. В костюмах бывают имитации разных деталей, каркасы для придания эпохи.
Заранее изучив другие постановки в разных театрах, имеешь представление о костюмах, сюжете, авторе. Большую роль играет почерк художника-постановщика. После утверждения спектакля начинается работа с художником-постановщиком, технологом, обговариваем каждое изделие, каждую деталь. Далее делаем замер и проверку мерок, выясняем наличие тканей, фурнитуры, изготавливаем лекала на каждого артиста, после пошива выясняем дальнейший декор, каркас костюма. Следующий шаг – это подгонка, декорирование мелких деталей, декора, подклада и т.д.

Изменились ли ткани и технологии пошива балетных костюмов?
Да, очень изменились. Появилось много трикотажных тканей, очень нужных для облегания фигуры. Балетные юбки-пачки мы стали делать в облегченном варианте. Стала другой фурнитура, появилось много сложно-фактурных тканей, имитация кожи, меха, перья. Также мы используем специальные танцевальные материалы с высокой степенью растяжимости – до 300-400 процентов, чтобы артисты балета не испытывали дискомфорт в работе, чтобы ощущали костюм как вторую кожу.

Какие технические секреты вы используете, чтобы сделать визуальный ряд балета довольно модерновым, звучащим максимально современно, что, собственно, и отразилось в костюмах спектакля «Калейдоскоп иллюзий»?
Помимо характера персонажа необходимо учитывать также фактуру актёра, его оттенок кожи, цвет волос, мимику, характер движения. Все эти показатели я учитываю, работая над костюмом, потому что убеждена: актеру (а особенно – актрисе) должно быть комфортно и приятно “носить” цвет, силуэт, образ. На мой взгляд, только в этом случае, получив отдачу от режиссера, художников, актера, персонаж раскрывается максимально. Театральный костюм, в том числе и по цветовой гамме – это ещё характер и настроение персонажа. Сценический костюм – важный элемент театрального действа, и каждый отличается от другого, позволяя артистам демонстрировать не только технически совершенное исполнение партий, но и драматические таланты.

Что больше всего нравится в вашей работе в театре?
Коллектив. Здесь он замечательный, все готовы помогать в любое время дня и ночи. И, конечно, получаю полное удовлетворение, когда артисты выступают в театре в созданных нами костюмах. Когда я смотрю постановку, всегда оцениваю качество, спроектированного мою изделия. Хочу быть уверенной, что оно правильно сидит на артисте. Я ведь отвечаю за “товарный вид” моего детища.

Что ждет зрителей на нашей сцене, каким предстанут перед ними герои нового музыкального спектакля «Бременских музыкантов?
Сказочные костюмы новой постановки «Бременские музыканты» совсем отличаются от ранних версий на разных сценах театров. Очень яркие и красочные, здесь сделан акцент на абсолютную узнаваемость образов. Думаю, что юным зрителям очень понравятся.