Previous
Next

«Сияющий камень» – этно-балет, представляющий современную хореографию с элементами классического балета в национальном колорите. В основе спектакля легенда о возникновении якутских алмазов – главного бренда современной Якутии. Якутский фольклор здесь предстает в стильных образах, которые дополняет использование современных технологий, спецэффектов и необычного решения по сценографии.

Постановка является еще одним совместным проектом Театра оперы и балета Якутии и Театра олонхо. Классическая музыка симфонического оркестра переплетается с чарующими звуками хомуса – якутского варгана и других национальных инструментов с уникальным звучанием. Сочетание современной хореографии и аутентичной музыки рождает совершенно иной стиль и сценическую философию. Мы обращаемся к теме уникальной территории Якутии, показываем ее самобытность и красоту.

Спектакль создан при поддержке АЛРОСА – мирового лидера по добыче алмазов.

Автор музыки: Заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия) (далее – РС (Я)

 Кирилл Герасимов

Автор либретто: Отличник культуры РС (Я) Владислав Левочкин

Хореограф-постановщик: Заслуженная артистка России и Республики Саха (Якутия), лауреат премии Республики Саха (Якутия) им. П.А. Ойунского, лауреат приза «Душа танца» Екатерина Тайшина

Художник-сценограф: Заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия), лауреат премии Республики Саха (Якутия) им. П.А. Ойунского Михаил Егоров

Художник по костюмам: Заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия), лауреат премии Республики Саха (Якутия) им. П.А. Ойунского Сардана Федотова

Продолжительность спектакля: 46 минут. Возрастное ограничение: 12+

Действующие лица и исполнители балета «Сияющий камень»:

Сияющий камень (Кытыаста Таас Куо)

Отличник культуры РС (Я), лауреат и дипломант Межд. конкурсов

Мария Кузьмина

Удаганка Верхнего мира (Алтан Көмүс удаҕан)

Отличник культуры РС (Я)

Александра Ларева 

Удаганка Срединного мира (Үрүҥ Илгийэ удаҕан)

отличник культуры РС (Я), дипломант Межд. и Росс. конкурсов

Венера Федотова

Удаганка Нижнего мира (Тимир Дьаалы удаҕан)

Заслуженная артистка РС (Я)

Динара Гасанбалаева

Боотур Нижнего мира (Аар Дьаалы Ыйыста Хара)

отличник культуры РС (Я), лауреат Межд. конкурсов

Валерий Аргунов

Боотур Верхнего мира (Күн Тыргылла Бухатыыр)

народный артист РС (Я), лауреат приза «Душа танца»

Сарыал Афанасьев 

Мать-прародительница

Солистка оперы, заслуженная артистка РС (Я)

Екатерина Корякина

Помощницы удаганок, свита Боотура Нижнего мира – артисты балета

Музыканты Театра Олонхо РС (Я)

Симфонический оркестр Государственного театра оперы и балета РС (Я)

Премьера балета К. Герасимова «Сияющий камень» впервые была показана в рамках федерального проекта «Большие гастроли» Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д.К. Сивцева – Суорун Омоллоона в Казахстане и Кыргызстане (19-26 апреля 2024 г.).

Выступления организованы ФГБУК РОСКОНЦЕРТ согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры Российской Федерации. 

В рамках направления «Зарубежная программа» гастрольные спектакли были представлены на сценах Театра «Астана Балет» (Астана), Казахского национального театра оперы и балета им. Абая (Алма-Ата) и Кыргызского национального академического театра оперы и балета им. Малдыбаева (Бишкек). Зрители увидели постановки «Ньургун Боотур» и одноактные балеты «Геометрия движения» и «Сияющий камень» (премьера) в программе «Вечер современной хореографии».

«Зарубежное направление «Больших гастролей» чрезвычайно важно, как для зрителей, так и для самих коллективов. Благодаря гастролям любители театрального искусства могут познакомиться с лучшими постановками из других стран. А взаимодействие между театрами России и театрами зарубежья способствует укреплению общего культурного пространства и дает возможность артистам получать уникальный творческий опыт», – отметила Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова.

При этом, спектакли Театра оперы и балета Якутии, в том числе премьера балета «Сияющий камень» (20 апреля т.г.) в Республике Казахстан, прошли в рамках Дней Республики Саха (Якутия) в Казахстане, а в Республике Кыргызстан состоялись собственно гастроли Театра оперы и балета Якутии, также с показом премьеры данного балетного спектакля 26 апреля т.г. 

Во время проведения ХI Всероссийского фестиваля балета «Стерх», который проходит в Якутске с 2000 г., на Закрытии фестиваля 7 июня, в первом отделении Гала-концерта, впервые, уже для якутского зрителя, была представлена премьера балета «Сияющий камень». 

Одноактный этно-балет К. Герасимова «Сияющий камень»,
по либретто В. Левочкина, в хореографии Е. Тайшиной.
Синопсис

В давние-стародавние времена, когда обитатели небес и подземелья жили в мире и согласии, три сестры, удаганки Верхнего, Срединного и Нижнего миров решили создать что-то настолько прекрасное, чтобы не было равного ему на всем свете. Долгими днями и ночами они камлали в сотворениие этого чуда. Алтан Көмүс удаҕан призывала властителей Верхнего мира, удаганка Тимир Дьаалы удаҕан, поднимала всю кипучую мощь Нижнего мира, удаганка Үрүҥ Илгийэ удаҕан обращала свою молитву тойук к создательнице всего живого в Срединном мире Аан Алахчыын Хотун.
Не год и не два продлилось камлание трех могущественных удаганок. Из пролитых ими слез, из благословения их песен родилась красавица Кытыаста Таас Куо, и не было ей равных ни на небе, ни на земле. Где бы ни ступала она, везде воздух наполнялся переливами света и чарующими звуками хомуса. Но недолго длилось ее беззаботное счастье.
Боотур Нижнего мира Аар Дьаалы Ыйыста Хара воспылал любовью к красавице и решил выкрасть ее и увезти в свой мрачный подземный мир. Хитростью он заманил ее в ловушку и увлек вглубь земных недр. За неприступность девушки заточил он ее в самое глубокое подземелье, пока воля ее не ослабнет, и она согласится стать ему супругой.
Столетиями томится Кытыаста Таас Куо в затхлом заточении, только слезы ее капают в подземную реку и, застывая, превращаются в сверкающие камни. Несет свои воды река наружу, на земную твердь. Играют на солнце волшебные камни и пускают солнечные блики в небесные облака.
Замечает светлоликий богатырь Верхнего мира Күн Тыргылла Бухатыыр сверкающие кристаллы. Кто порождает такую красоту? Какая красавица заточена в плен и ждет своего вызволения?
Күн Тыргылла Бухатыыр находит девушку и выводит ее из каменной тверди. Нет у Кытыаста Таас предела радости возвращения на белый свет.
Но не дремлет Аар Дьаалы Ыйыста Хара, не по нраву ему побег красавицы. Вызывает он Күн Тыргылла Бухатыыра на поединок. Семь дней и ночей длится битва богатырей Нижнего и Верхнего миров, ни один из них не хочет сдаться и отступить. С той самой поры не затихает в мире вечная борьба тьмы и света, добра и зла.
Взмолились удаганки трех миров к прародительнице Аан Алахчыын Хотун, чтобы остановила она эту беспощадную борьбу, уничтожающую все живое.
Взмахнула золотыми ветвями властительница и остановила движение времени. Превратила она Кытыаста Таас Куо, красавицу, вызвавшую раздор между подземным миром и небесами, в сверкающий бриллиант и подарила его людям.
Пусть служит сияющий камень вечным свидетельством любви мужчины и женщины. Пусть будет он самым крепким на этом свете и неподвластным никаким силам и стихиям. Пусть радует он всех своей сияющей красотой и оберегает этот мир от горя и разрушений. Доом, доом, доом.

Рецензии, отзывы по премьере балета К. Герасимова «Сияющий камень»

В рамках Вечера современной хореографии – премьера балета К. Герасимова «Сияющий камень» в Астане (Дни Республики Саха (Якутия) в Казахстане, Театр «Астана Балет»)  

  1. https://gtrksakha.ru/news/2024/04/22/teatr-opery-i-baleta-yakutii-predstavil-vecher-sovremennoj-horeografii-v-kazahstane/

Сайт ГТРК-Саха. Театр оперы и балета Якутии представил «Вечер современной хореографии» в Казахстане. 22 апреля 2024 г.

  1. https://ulus-media.turbopages.org/turbo/ulus.media/s/2024/04/22/teatr-opery-i-balety-yakutii-s-bolshim-uspehom-vystupil-na-sczene-astana-balet/

Сайт ИА «Улус Медиа». Театр оперы и балета Якутии с большим успехом выступил на сцене «Астана Балет». 

22 апреля 2024 г.

  1. https://sakhalife.ru/yakutskij-balet-vpechatlil-zritelej-astany/ ИА «Сахалайф». Якутский балет впечатлил зрителей Астаны (с видео-комментарием). 22 апреля 2024 г.

В Бишкеке (проект «Большие гастроли» в Кыргызстане, НГАТОиБ им. А. Малдыбаева).

  1. https://slovo.kg/?p=24638  Нестерова Д. “Сияющий камень” из алмазной столицы»

9 мая 2024г.  Сайт Общенациональной газеты «Слово Кыргызстана»

Выдержки из материала: 

На церемонии открытия гастролей якутского театра присутствовал заместитель министра культуры, информации, спорта и молодёжной политики Чынгыз Эсенгул уулу, который отметил важность культурного обмена посредством подобных гастролей.

 В первый день бишкекчанам представили оперу “Олонхо” по мотивам этого эпоса. По словам народного артиста России, режиссёра эпоса-оперы Андрея Борисова, это произведение – культурное достояние народа, так же, как эпос “Манас”:

В завершение гастролей якутские артисты порадовали искушённых столичных зрителей мастерством современной хореографии и премьерным этнобалетом “Сияющий камень”, который посредством танца и народных музыкальных инструментов полностью раскрыл всю красоту и самобытность якутской культуры.

 За кулисами перед началом финального выступления директор оперного театра Владислав Левочкин ответил на вопросы “СК”:

– Почему вы приехали в Бишкек?

– Мы разработали проект больших гастролей, в рамках которого наш театр побывал в Алматы, Астане и Бишкеке. В Казахстане помимо прочего состоялись Дни Республики Саха (Якутия). Естественно, что не могли обойти стороной страну, с которой у нас много общего: история, культура, политические события… У нас часто проводятся Дни Кыргызской Республики. Особенно тесны связи в литературе, кино, изобразительном искусстве, ну и, конечно, эпос “Манас”, с которым ваши чтецы приезжают к нам на фестиваль встреч шедевров ЮНЕСКО на земле Олонхо. Наш героический эпос “Олонхо” был даже переведён на кыргызский язык, а “Манас” – на якутский.

–  Чем вы порадуете наших зрителей?

 – Мы хотим показать, насколько высок у нас уровень балета, с которым всегда участвуем в конкурсах, фестивалях. Поэтому подобные гастроли нам крайне необходимы, чтобы набираться опыта. Но кроме классического балета и оперы мы привезли сюда артистов нашего народного театра “Олонхо”, названного в честь героического эпоса. Они задействованы в массовых сценах. Наши спектакли – это своеобразный синтез классического, народного искусства и современных технологий.

 – Расскажите о народных инструментах, которые звучали на сцене.

 – Это наши традиционные якутские музыкальные инструменты хомус, дрымба, барабаны. Балетный спектакль “Сияющий камень”, в котором как раз и задействованы народные инструменты, – это, по сути, премьера, которую мы подготовили к этим гастролям. Даже в Якутии мы его ещё не показывали. Это классический балет с элементами этнической и

современной направленности.

 – О чём повествует “Сияющий камень”?

 – Балет рассказывает легенду о возникновении якутских алмазов. Ведь наша республика славится ими. В постановке использовано много современных технологий, экран, спецэффекты.

В рамках ХI Всероссийского фестиваля балета «Стерх» в Якутске – премьера балета «Сияющий камень».

  1. https://www.yakutia.kp.ru/online/news/5845488/  Фалхвадзе Е. «Премьерой балета «Сияющий камень» завершился фестиваль «Стерх» в Якутии» 08 июня 2024 г.
  1. https://sakhaday.ru/news/feerichnym-gala-koncertom-v-yakutske-zavershilsya-xi-vserossiyskiy-festival-baleta-sterh  Степанова Е. «Фееричным Гала-концертом в Якутске завершился ХI Всероссийский фестиваль балета «Стерх» 08 июня 2024 г. Выдержки из материала:

Тело балета

А это уже речь идёт о премьере, которая состоялась в первом отделении Гала-концерта, о чём я вам тоже поведаю, ссылаясь на Ольгу Розанову (доцент кафедры балетмейстерского образования Академии русского балета имени А.Я. Вагановой, историк и критик балета О.И. Розанова)

Второй случай в истории российского балета

Любая премьера, по словам Ольги Розановой, это очень серьезное испытание для театра — оркестра, всей труппы, художников. Все авторы нового якутского балета «Сияющий камень» — крупные мастера. Начиная с того, что либретто к спектаклю написал директор театра, что большая редкость.

«Это, по-моему, второй случай в истории балета, когда либретто пишет директор, — отметила Ольга Розанова. — В конце XlX века в Петербурге директором Императорского театра был замечательный человек Иван Всеволожский — благодаря ему, у нас есть балет «Спящая красавица» и «Щелкунчик», к которым он написал либретто. По-моему, Левочкин — следующий на этом пути».

Балет, основанный на якутском фольклоре, представлен в ультрасовременном стиле. С классикой здесь граничит остросовременная пластика, невероятны поддержки — и массовые, и дуэтные.

И первый — в истории якутского

Всем понравилась музыка, написанная специально к балету замечательным якутским композитором Кириллом Герасимовым — по мнению Розановой, она очень яркая, театральная.

Это факт. Но то, что местами она очень сложная для танцовщиков — тоже факт. Дело в том, что в спектакле вживую звучат якутские национальные инструменты, такие как кырымпа и хомус. И это, конечно, впервые — чтобы балет танцевал под хомус. 

Исполнители музыки на национальных инструментах (коллаборация с театром Олонхо) тоже на виду, справа от сцены. А что такое хомус? Это, в первую очередь, импровизация. Как её отрепетировать? Кажется, что невозможно, и тем не менее, у зрителей создалось ощущение целостности картины, представленной танцовщиками.

Кроме того, в этом балете еще и поют. Правда, певица одна и это — замечательная солистка оперы Екатерина Корякина, исполнившая роль Матери-прародительницы.

Визуальный контент

Художественное оформление спектакля Розанова отметила эпитетами «стильно, строго, красиво». Оформление сцены осуществлял Михаил Егоров, Сардана Федотова создавала костюмы, спецэффекты — Николай Ефремов.

Ну и конечно, Ольга Розанова отметила художественного руководителя фестиваля, главного хореографа театра Екатерину Тайшину: «Она у вас очень талантливая. Молодой хореограф, которая уже много сделала. И это не первый балет в союзе с Кириллом Герасимовым, и очень многое у неё еще впереди».

Видео спектакля “Сияющий камень”